Как преодолеть страх вождения. Быстрое обучение вождению


Практическая рассылка

Всем привет, с вами проект жизнь без страха и у нас сегодня вторая тема – вождение, страх вождения. Сегодня мы как всегда разберемся в причинах этого страха и способах его преодоления. И как всегда разберемся на примере основных разделов, что были рассмотрены до этого.

1. Проблема

Основная статья

Начнем с проблемы. В общем и целом, сегодня мы с вами выделим 3 основных проблемы, которые встречаются на дороге:

1. Это страх новичка – когда вы не уверены в своем навыке за рулем из-за малого своего опыта вождения, и сегодня мы рассмотрим это как основную причину

2. Страх после аварии – это понятно, страх образуется после психотравмирующей аварийной ситуации.

3. И возьмем еще одну популярную причину – стресс на дороге (или дорожное бешенство). Когда вместо страха проявляется другая эмоция – злость и раздражение.

Вы можете сами выделить для себя, что для вас более проблемно, что вы бы хотели в первую очередь убрать.

И ответьте как всегда на наш традиционный вопрос: а в чем конкретно проблема для вас?

  • Может лучше вообще перестать водить и пересесть на общественный транспорт? Так же безопасней и никаких проблем?
  • А может лучше водить и бояться, лучше сосредотачиваешься?
  • Может вам не надоело пока бояться? Может вы мазохист? Бывает и такое, этого не надо стесняться.

Если же вас это не устраивает, то докажите себе, что ваш страх – это проблема, и что эту проблему надо уже решать.
А вот как решать, сейчас посмотрим.

2. Информация

Основная статья

А решать сегодня будем одним способом – развитием навыка вождения. Сегодня мы будем исходить из простой мысли, что решение любой проблемы зависит от навыков и способностей решить эту проблему, от стратегий и тактик поведения. И то же самое с вождением.

Только вот вопрос, как же так получается, что одни люди с легкостью развивают навык вождения, а другие застревают и не справляются долгое время?
Сегодняшний наш ответ – причина как раз в страхе. Именно страх мешает вождению. И самое главное мешает учиться вождению. Это и болезненное восприятие ошибок в учебе, это и неумение справляться с трудностями на дороге, и прочее.

Поэтому первая наша задача – это сначала убрать основные причины вашего страха и стресса за рулем. Их мы будем рассматривать с помощью нашей любимой модели Мерседес-СК. А уже потом, во-вторых, в практической части мы уже гораздо быстрее и проще сможем научиться конкретным стратегиям и навыкам вождения. Так чтобы вы могли гораздо быстрей и проще, на автоматическом уровне осваиваться и справляться во всех трудных дорожных ситуациях и с машиной в целом.

И имея эти навыки, имея этот успешный опыт, вы опять же будете чувствовать себя на дороге спокойно и уверенно. Потому что даже у самого нервного и неуверенного человека есть места и ситуации, где он чувствует себя вполне комфортно и безопасно. Так вот, машина и дорога будут для вас таким местом.

Безопасность

Но прежде важное замечание. Я уже говорил и повторю еще раз, страх на дороге естественен, точнее естественна осторожность, потому что дорога – это, хотите вы это или нет, место повышенной опасности, и хотите ли вы это или нет, но риск попасть в аварию все равно есть (есть даже мнение, что большинство водителей, какими бы опытными и осторожными они ни были, в течение жизни попадают в парочку более-менее серьезных аварий, без летального исхода, конечно, но все же)

И поэтому первый же вопрос, который вам стоит задать себе: как обеспечить себе максимальную безопасность за рулем? Как вы можете увеличить свое мастерство езды, чтобы сделать ее безопасной? Какие меры безопасности предпринять? Какие привычки в себе развить? Что знать и уметь?
Как всегда, интернет вам в помощь.

И в сегодняшней нашей практике вы как раз сможете развить в себе эти навыки: во-первых, безопасного, и уже во-вторых, мастерского, профессионального, гибкого и приятного вождения.

3. Проявления

Основная статья

И продолжаем мы как всегда признаками, как вы понимаете, что у вас проблема.

1. Начнем со страха новичка. Отметьте, как лично у вас проявляется страх.
Отметьте объекты, которых вы боитесь: машина (своя), другие машины, люди, конкретные места, где приходится ездить или дорога в общем. И ситуации: сложные и аварийные.
Убеждения: почему вы боитесь, что не так с вами, дорогой, машиной, водителями?
Состояния: в каком состоянии при этом находитесь?
Образ: кто вы и какие вы как водитель? Как оцениваете себя как водителя. Можно даже классическое «обезьяна с гранатой».
Поведение: самое важное, отметьте все, что вас не устраивает в вашем поведении, все что вы не умеете, не уверены, не получается.

Причем так как у нас сегодня тема – обучение навыкам вождения, то особенно важно отметить, как вы относитесь к обучению в целом, к процессу обучения:

  • Как вы реагируете на то, что в процессе любого обучения случаются трудности и ошибки? Как вы относитесь к своим ошибкам? И как вы относитесь к тому, что оценивают вас и ваши ошибки?
  • Опять же, что думаете о процессе обучения, о своих ошибках, о сложностях, и о себе при всем этом?
  • В каких при состояниях при этом находитесь?
  • Какие слабые роли и качества личности у вас включаются в обучении?
  • И поведение: у вас получается удачное обучающееся поведение? Или есть проблемы с этим?

2. Страх после аварии: отметьте, что изменилось после аварии? Чем ваше настоящее положение отличается от того, что было? В тех же самых проявлениях: реакциях, мыслях-убеждениях, поведении, состояниях и образах себя.

3. Стресс на дороге. Отметьте, как он проявляется.

  • В первую очередь, в каких ситуациях проявляется? С какими объектами?
  • Как вы на них неадекватно реагируете?
  • Что думаете об этих ситуациях и объектах?
  • Какой ваш образ в стрессе?
  • Какое состояние?
  • И как вы водите в этом состоянии стресса?

4. Цель и мотивация

Основная статья

1. Страх новичка. И вот тут важное замечание. Для правильной постановки цели мы будем использовать так называемую «Модель» – человека, которого вы знаете и который ездит уверенно и профессионально, который чувствует себя за рулем как рыба в воде.
И еще желательно которому нравится водить.
Желательно конечно ваш личный знакомый, вождение которого вы видели и знаете. Именно по нему, по «модели» мы будем «моделировать» все ваши желаемые проявления вместо страха. И особенно поведение.

Поэтому найдите и выберите такого человека, который знает и умеет, и отметьте, а какой у него Мерседес. Нет не машина, а проявления именно его профессионального вождения, то есть:

  • В каком состоянии он ездит?
  • Какие у него реакции на те дорожные события, которые вас пугают?
  • Какие мысли и убеждения вместо тех, что у вас?
  • Какое поведение?
  • И какой в целом образ себя?

И то же самое с нашей темой – обучением. Возможно вы возьмете ту же модель, или найдете человека, который умеет и любит учиться еще лучше. И тоже его смоделируйте.

2. Что касается второй проблемы – страха после аварии, то в качестве модели выберите человека, который будет для вас эталоном настолько безопасного и профессионального вождения, что ему было бы очень трудно попасть в вашу аварию. И отметьте, что вам нужно перенять у модели, что нужно изменить во всех ваших стратегиях вождения, чтобы эта авария больше не повторилась.

А во-вторых, так как мы договорились, что аварии все равно могут иногда случаться даже у самых опытных водителей, то выберите себе второй эталон – человека, который даже попав в такую аварию, не заразился бы страхом, а нормально отреагировал, сделал соответствующие выводы и продолжил бы ездить со спокойной душой. Вот отметьте, кто бы это мог быть и, опять же, за счет каких проявлений он способен на это.

3. Стресс на дороге. Поищите такую модель человека, который абсолютно спокоен на дороге, который если и испытывает какую-то эмоцию от вождения, то только радостную (такие чудики есть, поверьте). И то же самое, отметьте, как его проявления отличаются от ваших. Как лично он реагирует на все, на что вы реагируете неадекватно.

И когда вы опишете все желанные признаки, что в первом, что во втором, что в третьем случае, то отметьте, а зачем вам все это, что тогда изменится в вашей жизни к лучшему? Это действительно будет более комфортное, уверенное, безопасное, спокойное вождение? Вам действительно это надо? Просыпается ли в вас та самая мотивация?

Если нет, тогда продолжайте искать и доказывать, а если да, тогда мы продолжаем.
И перейдем к конкретным проявлениям. И начнем с реакций.

5. Реакции

Основная статья

1. Страх новичка. Вот когда вы слышите слово Машина, когда вы слышите Дорога, когда вы слышите Водитель, когда вы слышите Орущий на вас, бибикающий водитель, когда вы слышите Авария, когда вы слышите Авария, в которую попали вы, то что вы чувствуете в ответ на эти слова? Если это стресс, страх, паника, то это реакции. Отметьте все слова, ситуации, явления, объекты, которые запускают ваш страх и редактируйте, правьте свои болезненные реакции с помощью техник или в рассылке, или в бложике.

И отдельно с обучением, многие воспринимают свои ошибки и возникающие сложности обучения очень болезненно, как катастрофу. Вместо принятия и обратной связи, например. Поэтому отметьте свое отношение и свои реакции на это дело и тоже поправьте их.

И помните про модель, используйте ее как эталон для правильных реакций.

2. Страх после аварии. С авариями все то же самое. Только важное замечание, многие после аварии жалуются, что картинка этой аварийной ситуации у них постоянно маячит перед глазами, постоянно всплывает, не забывается. И отсюда страх. Так вот уделите тут особое внимание техникам диссоциации, отделения себя от картинки. И потом, диссоциировавшись, вы уже можете поправить свое восприятие и аварии, и вообще сложных ситуаций на менее болезненное и более легкое.
Эту технику диссоциации вы как раз можете найти в бложике.

3. Стресс на дороге. Стресс связан с восприятием дорожных событий как сложных и стрессовых. То есть это данность, объективная реальность, что водилы подрезают, орут, бибикают, пробки, сложная дорожная обстановка и прочее. И вы это изменить не в состоянии, это естественные особенности нашего вождения. Поэтому все, что вы можете изменить, это вашу реакцию и ваше отношение к таким событиям. Поэтому выделите все, что вас раздражает, и отредактируйте свои реакции.

6. Образы Я

Основная статья

1. Страх новичка. Следующие на очереди у нас образы себя. Это ответ на вопрос: Кто вы и Какие вы за рулем, какой образ на себя надеваете?

Давайте возьмем наш любимый сексистский стереотип: женщина за рулем – обезьяна с гранатой. Ну сможет ли обезьяна с гранатой нормально водить? Нет конечно, она выдернет чеку и обязательно случится какая-то хрень. И вот пока человек верит в этот слабый образ, в этот стереотип, он будет именно исходя из него водить и самое главное учиться водить. А чему научится обезьяна с гранатой, кроме как качественно кидать гранату, чтобы зацепило побольше?

Поэтому вспомните вашу модель и посмотрите, а какой у нее образ за рулем? Какие сильные качества личности помогают ей справляться с машиной и дорогой? Хотели бы и вы себя воспринимать так? Если да, тогда отметьте все ваши образы и качества, что вам мешают быть такими и меняйте их. Образы неуверенного, тревожного, слабого, неопытного, сдающегося перед трудностями, боящегося ошибок, несамостоятельного, та самая обезьяна с гранатой, криворукая овца – часто именно эти образы мешают водить. А вы отметьте те, что мешают лично вам, и меняйте на адекватные образы опытного, спокойного, уверенного водителя. При этом в технике замены образов можете смело копировать образы у вашей модели, с нее не убудет.

2. Страх после аварии. Тут есть три важных момента:

  • Отметьте, какие образы вы подцепили, какими заразились в результате аварии и работайте с ними по той же схеме.
  • Отметьте, какие ваши образы и качества привели к аварии, например, невнимательность или неуверенность, и тоже ими займитесь.
  • И еще важно, какими своими образами вы так неадекватно и болезненно отреагировали на аварию? Почему ваша модель так не отреагировала и не заразилась фобией? Какие сильные качества позволили ей это?

3. Стресс на дороге. Посмотрите образ кого просыпается в вас в сложных дорожных ситуациях. Кто вы и какой вы в стрессе и раздражении? И используйте модель для замены образов.

7. Убеждения

Основная статья

1. Страх новичка. Убеждения – наша любимая тема. У новичка обычно встречаются кучи неадекватных, несоответствующих реальности убеждений о дороге и машине, о водителях и себе, о безопасности и опасности вождения. И все это надо приводить в порядок. Поэтому ответьте себе на вопросы и найдите свои собственные ограничивающие, страшные убеждения:

  • Где и как вы себя ограничиваете на дороге, что не можете, что пока что запрещаете себе, например, ехать одним без сопровождающего, выезжать на сложные развязки и т.д. И почему это так?
  • Что плохого думаете о себе и своих способностях как водителя? И почему это так?
  • Как вы негативно относитесь к своим ошибкам за рулем, к моментам, которые не получаются и в целом к своему обучению вождению? И почему именно так?
  • Пугают ли вас крики водителей, ругань, критика, гудки, гаишники, злые инструкторы и пр.? Если да, то почему?
  • Какие страшные мысли и картинки всплывают в вашей голове в сложных дорожных ситуациях и везде, где вы боитесь. И почему именно эти?
  • Какие негативные представления у вас сложились от просмотра тв, интернета, роликов с авариями и пр.? И почему вы в это поверили?
  • Боитесь ли вы ответственности и своих ошибок, или несчастных случайностей: сбить пешехода, врезаться в авто, попасть в аварию, проехать на красный свет, поставить царапину? И если да, то почему?
  • И что вы в целом думаете о таких вещах, как машина, дорога, вождение? И почему именно так?

Сложные вопросы? Может быть, зато они помогут выявить все ваши ограничивающие, мешающие, негативные убеждения о вождении, которые вам больше всего будут мешать убрать страх. Поэтому берите вашу модель, как источник светлых, позитивных, разрешающих, побуждающих убеждений и проработайте все найденное с помощью техник изменения убеждений.

2. Страх после аварии. С авариями все то же самое. Плюс ответьте еще на пару вопросов:

  • Как изменились ваши представления о дороге, о машине, о себе, о безопасности, о водителях после аварии? И почему они так изменились?
  • Почему вы попали в аварию? По каким таким причинам? И почему это так?
  • И какие ваши неадекватные представления, опять же о дороге, о вождении, о себе, о водителях, могли привести к аварии? И почему?

3. Стресс на дороге. Ответьте на вопрос:

Какие негативные мысли всплывают у вас в тех ситуациях, где вы чувствуете стресс? И почему эти мысли правда?

8. Состояния

Основная статья

1. Страх новичка. Обучение вождению не только поведенчески, но и эмоционально сложная область. Поэтому неудивительно, что вы находитесь в этот момент не всегда в подходящих состояниях. В интернете я часто встречал советы из серии: хочешь избавиться от состояния страха, больше езди, страх сам угаснет со временем. Совет в целом хороший и правильный, если мы говорим о несильной тревоге новичка. По мере накопления опыта будет расти уверенность в себе, как водителе, и страх постепенно ослабнет.

Но если вы ездите в сильном страхе, если этот страх от намотанных километров ну никак не угасает, то это состояние может наоборот только подкрепляться и укрепляться, из раза в раз. И учиться вам придется ну очень мучительно и долго.
Проблема? Проблема.

Поэтому мудрей нам будет сначала изменить ваше состояние на более желанное, а уже потом укреплять и усиливать его долгими и уже куда как более приятными поездками.

Поэтому отметьте, в каких состояниях водит ваша модель: спокойствии, уверенности, собранности, защищенности. И не постесняйтесь скопировать эти состояния для себя по техникам ресурсирования состояний. И тогда учиться вам будет гораздо легче и комфортней.

2. Страх после аварии. Ваша задача тут вернуть ощущения расслабленности и спокойствия за рулем, которые у вас были в прошлом. Но при этом сохранить состояния естественной осторожности и внимательности, которые вам помогут не попадать в такие аварийные приключения в будущем. Опять же модель вам в помощь.

3. Стресс на дороге – выделите те стрессовые состояния, которые у вас возникают как на отдельные дорожные события, так и в целом на все ваше вождение и всю дорожную ситуацию. И скопируйте нужные вам состояния у модели.

9. Поведение

Основная статья

Поведение у нас сегодня основная техника, поэтому мы его оставим на сладкое, на конец. А пока посмотрим, что еще у нас осталось.

10. ТОТЕМ

Основная статья

1. Страх новичка. В технике ТОТЕМ мы как всегда объединяем все проявления, которые изменили, в новую единую стратегию. Для примера вы можете взять какую-нибудь сложную для вас поездку или ситуацию и посмотреть ее от начала до конца, изменив все оставшиеся проявления страха на желанные. И ваша модель вполне может помогать вам в этом. В прошлом видео об аэрофобии я показывал именно такой пример работы.

2. Страх после аварии. В случае аварии, вы, во-первых, можете использовать технику ТОТЕМ с целью как бы закрыть для себя неприятную аварию, чтобы она больше не вспоминалась и не воспроизводилась.

И во-вторых, мы можем работать с частью страха, которая часто создается после аварии, и цель которой – защитить вас от подобных происшествий в будущем. Проблема в том, что иногда она действует слишком рьяно. И поэтому ваша задача – это привести в порядок ее работу с помощью как раз техники ТОТЕМ.

3. Стресс на дороге. А вот тут вы можете усложнить себе жизнь, как мы это делали с аэрофобией, и изменить отдельные ТОТЕМчики на все ситуации, запускающие у вас стресс. И в конце на всю ситуацию вождения в целом.

11. Прошлое

Основная статья

1. Страх новичка. Когда мы говорим о причинах страха вождения во времени, то первый вопрос, который вы можете себе задать, это: Почему другие люди, например, ваша модель, казалось бы, в таких же условиях, как у вас, вполне нормально обучаются и водят без всякого страха. А вы нет. Вот что с вами не так, какие ваши страхи и слабости привели к этой печальке?

Часто здесь я слышу про: страх ошибок, неуверенность в своих силах, страх ответственности, несамостоятельность, социальные страхи и боязнь негативной оценки, страх сложных ситуаций и проблем и куча еще всего. Все это может стать причиной страха за рулем, и все это может быть лишь следствием раннего детского опыта, где часто и формировались все самые базовые проблемы и ограничения вашей личности. И хорошая новость, что все это безобразие можно исправить с помощью техник работы с прошлым.

2. Страх после аварии. С авариями все это кстати тоже актуально. Но дополнительная и просто-таки обязательная техника – это ПАРКУР, которая поможет пересмотреть и переправить ту самую аварийную ситуацию и отпустить все ее последствия, чтобы они больше не мешали вам в настоящем.

3. Стресс на дороге. И для стресса, я не буду оригинальным, тоже нужна работа с прошлым, в котором и возникла склонность к стрессу, раздражению и гневу. Все это вы тоже сможете скорректировать.

Практика Быстрое обучение вождению

Итак, все подробности и подготовка закончены. И теперь мы будем работать с обещанным поведением за рулем.
Точнее это обучение и переобучение себя на более полезные, приятные и адекватные способы вождения. И сегодня мы посмотрим 3 техники, которые нам в этом помогут:

  1. Первая и основная техника по постановке и автоматизации новых навыков. Как вы догадываетесь, идеально подойдет для новичков.
  2. Дальше коррекция прошлого поведения, которое и привело, например, к аварии и ошибкам вождения.
  3. И в-третьих, коррекция будущего поведения, техника, не сильно отличающаяся от второй, и помогающая исправить будущие неадекватные стратегии вождения, которые уже записаны в вас. И мы будем их исправлять как раз на примере стресса на дороге.

Но на самом деле все эти техники универсальны и подходят всем трем нашим задачам, так что поехали уже.

Генерация нового поведения

Итак, основная наша техника – это генерация нового поведения. Для начала несколько теоретических моментов:

1. Как вы помните, мы работаем с процессом обучения вождению, чтобы это обучение совершалось быстро и легко, приятно и естественно. И конечно же поведение, которым мы займемся, играет в нем главную роль. Но не единственную. Также нам важны адекватные и обеспечивающие легкость обучения реакции, образы себя, состояния и убеждения. О них я говорил выше, и ими вам стоит заняться в первую очередь, если вы это еще не сделали. Потому что только после этого ваше обучение сможет стать тем самым быстрым, легким и приятным. А в сегодняшней практике мы уделим внимание в основном поведению. И только немного «хвостам» – остальным проявлениям, которые еще могли остаться в конкретных ситуациях и конкретных навыках.

2. Во-вторых, что касается поведения за рулем, то важный момент, который нам нужен, – это автоматизация, это автоматическое реагирование и автоматическое вождение.
Многие проблемы новичков (например, не скоординированность движений, путаница в механизмах управления, медленная реакция) как раз заключаются в том, что они пользуются навыком сознательно. То есть навык не доведен до автоматизма.

Есть такая известная схема освоения навыка:

  • Бессознательная некомпетентность – когда вы еще не знаете того, что вы что-то не умеете.
  • Сознательная некомпетентность – когда вы уже знаете, что это не умеете.
  • Сознательная компетентность – вы начинаете учиться этому умению, и пока что получается это плохо и медленно, с сознательными усилиями.
  • И бессознательная компетентность, как раз нужная нам, – когда навык получается автоматически.

Так вот, наша задача – это перевести вас по всем этим пунктам вплоть до четвертого, чтобы для вас водить было естественно, как дышать.

3. Следующий вопрос: а чему учиться? Какие навыки осваивать?
Естественно те, что у вас не получаются. И тут важный момент – изоляция и объединение навыков.
Если вы скажете: Я в целом не умею водить, то это замечательно, но очень уж общо.
А если вы скажете: Я не умею конкретно руль держать правильно, это уже маленький конкретный навык, который можно оценить, который можно описать и который можно освоить.
Поэтому первая наша задача – это сначала разделить ваше поведение на конкретные элементы, которые у вас не получаются. А вот вторая задача – это потом собрать эти элементы в единое, стройное, профессиональное вождение.

Давайте чуть подробнее, на что мы можем разделить общий навык вождения:

  • База: Простые навыки владения автомобилем, например, газ, тормоз, ручник и т.д. Простые навыки движения, например, движение назад, поворот. Навыки управления в конкретных типичных ситуациях, например, эстакада, парковка, светофор и т.д. Тут же можно отметить знание ПДД, разметки и знаков – это все тоже по сути навыки. Навыки реагирования в прописанных ситуациях по прописанным правилам. И их тоже можно учить с помощью наших техник.
  • Отдельно мы можем отметить более профессиональные приемы контраварийного и безопасного вождения, например, управлять заносом, водить в гололед, объезжать внезапные препятствия, контролировать свою скорость, следить за дорожной обстановкой, за своим самочувствием. Еще важно отсутствие опасных навыков, например, говорить по телефону, есть, пить, спать за рулем.
  • Навыки вождения в нетипичных ситуациях, например, на новых, необычных маршрутах, на разных типах дорог, в другой стране.
    Также тут можно отметить ситуации взаимодействия с другими водителями, то есть как реагировать на не всегда адекватное вождение, хамство, ГИБДД и пр.
    И сюда же мы отнесем отслеживание состояния машины и ее тех. обслуживание, от банальной заправки до полноценного ремонта.

Отметьте для себя, что у вас не получается в ваших навыках вождения. И возьмите для сегодняшней работы какой-нибудь навык, который вы хотели бы улучшить или освоить. Желательно конечно начать с мелких, базовых навыков в простых ситуациях, в которых вы еще не уверены.
И отточив базовые навыки, только потом вы сможете учиться сложным навыкам, как раз состоящим из базовых. Именно поэтому при обучении вы начинаете с тренировочных площадок и простых дорог. А потом уже можете выезжать на автострады, развязки и пр., чтобы у вас опять возникла та самая сознательная некомпетентность и вы могли учиться по новой.

4. Следующий вопрос: а как же нам развивать эти навыки? Как мы будем работать?
Для этого давайте для начала зададимся другим вопросом: а как вообще поведение запоминается и записывается в нашей психике? А записывается оно в виде последовательности действий, которые мы можем представить в виде фильма или видеоклипа. И именно с этими фильмами-клипами мы будем сегодня работать, проигрывая их в воображении буквально как актер, просматривая как зритель и редактируя их как режиссер.

И если вы помните наш принцип ассоциации-диссоциации, то как раз эффективно редактировать и смотреть фильм о вождении мы будем как раз диссоциированно, видя себя со стороны, как будто действительно смотря фильм со своим участием. А вот осваивать навык и оттачивать его мы будем ассоциированно, как будто сами, своим телом играя роль в этом фильме.

И важный момент, чтобы все эти воображаемые клипы не были оторваны от реальности, чтобы не получилось так, что в воображении ты Шумахер, а на деле тормоз, очень желательно свежеотредактированное поведение сразу же проверять на натуре, то есть непосредственно за физическим за рулем. И если все правильно и адекватно, то потом можно вернуться к воображению и повторить несколько раз, чтобы автоматизировать, чтобы все это делать быстрее и ловчее, перевести в бессознательную компетентность.

Техника Генерация нового поведения

(по материалам С.В. Ковалева)

Краткий алгоритм (подробнее в видео)

  1. Выберите навык, который хотите освоить. И выберите модель человека, у которого есть этот навык.
  2. Представьте тренировочную площадку и машину, на которой вы будете учиться навыку. Представьте экзаменаторов, которые будут оценивать навык. И представьте модель, которая будет показывать вам навык.
  3. Посмотрите со стороны свое владение навыком и отметьте оценки экзаменаторов.
  4. Посмотрите со стороны, как с этим же навыком справляется модель, и отметьте оценки.
  5. Посмотрите два фильма со своим вождением и вождением модели несколько раз и отметьте разницу в деталях поведения. Отметьте также различия в остальных проявлениях: состояниях, убеждениях, реакциях и образах себя.
  6. Ресурсируйте свой образ, слив его с образом модели.
  7. Снова проверьте свой навык со стороны. При этом копия модели может выступать как тренер, сидя рядом и обучая правильному вождению. Отметьте оценки экзаменаторов.
  8. Войдите в новый образ и проверьте-натренируйте навык ассоциированно. Отметьте оценки экзаменаторов.
  9. Если всплывут сопротивления, отработайте их, изменив поведение или ресурсировав сопротивляющуюся часть.
  10. Проверьте навык в реальности.
  11. Для автоматизации:
  • Посмотрите фильм о новом навыке еще 3 раза диссоциированно и 3 (а лучше 10) раза ассоциированно, увеличивая скорость.
  • Повторяйте навык в течение недели.
  • Посмотрите навык в 3 разных ситуациях.
  • Посмотрите, как этот навык совершают 3 разных человека-модели.

На этом на сегодня все.
Это была наша основная техника по изучению навыков. Поэтому используйте ее, чтобы освоить все элементы вождения, в которых вы не уверены и которые вам нужны. И в следующий раз мы посмотрим, как работать с ситуативными навыками. На примере страхов после аварии. Все это через неделю, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить и удачи вам)))


Комментарии: