Как пережить смерть близкого Доп 3.3. Лечение тяжелой утраты Ценности и цели

Продолжаем смотреть примечания из книги Лечение тяжелой утраты (Перлман, Вортман, Фейер, Фарбер, Рандо)
Часть 2

Ценности и цели

(Дополнительные материалы для Главы 7 Решение проблем в настоящем и Работа с будущим)

Раздаточный материал 21. Ценности

Внезапная травматическая смерть любимого человека может истощить ваши жизненные цели, ценности и энергию. Одна из проблем, о которых мы чаще всего слышали от переживших потерю, состоит в том, что ничего больше не имеет значения. Эти упражнения помогут вам прояснить ваши ценности, то есть то, что для вас важно, несмотря на все, что произошло. Они также помогут вам принять некоторые решения о том, как вы хотите прожить свою оставшуюся жизнь.

Часто основные ценности и цели горюющих разрушаются произошедшим. Например, скорбящая женщина может ценить образование. До потери она решила вернуться в институт и получить ученую степень. После смерти любимого человека ей, возможно, придется отказаться от этого плана, потому что она не может сосредоточиться на учебе. Другой скорбящий видел религию и свои отношения с Богом как самую высокую ценность. Если он потеряет своего ребенка в бессмысленной аварии, он может почувствовать себя преданным Богом и отвернуться от своей веры. Часто вы можете быть не готовы думать о своих целях на будущее. Однако исследования показывают, что даже самые маленькие шаги по определению целей и разработке планов их достижения могут способствовать процессу исцеления.

Первым делом мы попросим вас выполнить упражнения, которые помогут вам определить самые важные ценности на текущий момент. Затем мы поговорим о том, как отличать ценности, являющиеся основами, по которым вы живете, от целей, которые являются задачами, которые вы можете выполнить в реализации своих ценностей, и планов действий – конкретных шагов для достижения своих целей. И в конце мы покажем, как ставить цели и разрабатывать планы действий для вашей ситуации.

Некоторые скорбящие считают неуместным думать о ценностях и будущих целях, когда они все еще испытывают сильную боль. На самом деле в этом случае работа с ценностями может быть очень полезной. Работа над ценностями и целями не требует от человека отказаться от своей боли, а скорее дает ему возможность сосредоточиться на чем-то, помимо боли.

Скорбящие часто неохотно работают над ценностями и целями, потому что считают, что это предательство потерянного любимого человека. Если вы думаете именно так, вы можете рассмотреть следующий вопрос: что бы вам посоветовал ваш любимый? Большинство людей чувствуют, что их близкие не только поддержат их, но и будут активно поощрять к созданию целей и их реализации. Следующее самостоятельное задание поможет вам лучше понять работу с ценностями и целями.

Самостоятельная работа: Приоритеты ваших ценностей и постановка целей

Цель этого упражнения – определить те ценности, которые для вас наиболее важны. Ниже приведен список ценностей или областей жизни. Некоторые из них могут быть очень важны для вас, а другие – неважны или неактуальны для текущей ситуации. Пожалуйста, просмотрите список и отметьте пять ценностей, которые наиболее важны для вас на текущем этапе вашей жизни. Мы хотим подчеркнуть, что нет правильных или неправильных ценностей. Только вы можете знать, что для вас наиболее важно.

  • Здоровье / физическое благополучие
  • Духовность / религия
  • Брак или отношения в паре
  • Образование / обучение / личный рост
  • Воспитание детей
  • Помощь людям
  • Расширенная семья (родители, братья и сестры)
  • Отдых / досуг / развлечения
  • Дружба / социальная жизнь
  • Финансовая безопасность
  • Работа / карьера
  • Другое (укажите)

Теперь отметьте пять ценностей. Отметьте их в любом порядке. Не нужно их ранжировать.

Затем просмотрите выбранные вами ценности и задайте себе следующие вопросы: Каковы настоящие приоритеты в моей жизни на данный момент? Что меня больше всего волнует?

Теперь перейдите к своим пяти основным ценностям и, учитывая ответы на эти вопросы, вычеркните три ценности, оставив две наиболее важных для вас сейчас. Некоторым людям сложно отказываться от ценностей, о которых они заботятся. Помните, что как только вы достигнете прогресса в выбранных вами ценностях, вы сможете заняться другими.

Эксперты обнаружили, что при работе с ценностями и целями клиенты обычно добиваются большего прогресса, если сосредотачиваются на одной ценности за раз, поэтому упражнение было разработано, чтобы помочь вам определить ценность, с которой вы хотите работать сейчас. Сосредоточив внимание на одной из двух оставшихся ценностей, задайте себе вопрос: что значит для меня жить этой ценностью? И что значит не жить ей? Жить ценностью означает каждый день принимать решения, соответствующие этой ценности. Например, предположим, что выбранная вами ценность – здоровье. Жить этой ценностью значит принимать ежедневные решения, такие как регулярные упражнения, отказ от нездоровой пищи и сокращение потребления алкоголя или табака.

Теперь сосредоточьтесь на оставшейся ценности и задайте тот же вопрос. На основе ваших ответов выберите ценность, над которой вы хотели бы работать в настоящее время. Вы будете ставить цели и разрабатывать планы действий, которые помогут вам жить выбранной вами ценностью. Скорее всего вы почувствуете чувство удовлетворения и гордости за то, что смогли сделать выбор, который поможет вам двигаться вперед.

Запишите ценность, которую вы выбрали для работы.

Постановка целей

Теперь пришло время выбрать цель, которая отражает выбранную вами ценность. Цели помогают нам сосредоточить нашу энергию и действия для достижения наших ценностей. Цели расширяют возможности, потому что показывают, на что мы способны.

В отличие от ценности, цель – это то, что вы планируете сделать. Цели конкретны, реалистичны и определенны. Должен быть какой-то способ определения или измерения того, достигли ли вы своей цели. Например, для ценности «быть хорошим другом»:

«Встречи с одним из моих хороших друзей каждую неделю» – это цель, которая поддерживает вашу ценность. Вот несколько примеров, которые помогут вам различать ценности и цели:

  • Если ваша ценность – финансовая безопасность, вашей целью может быть поиск финансового консультанта.
  • Если ваша ценность – расширенная семья, вашей целью может быть планирование дня рождения для вашей сестры.
  • Если ваша ценность – отношения в паре или семье, вашей целью может быть организация «свидания» с вашим супругом или партнером один раз в неделю.

При выборе цели может быть полезно задать следующий вопрос: Какую цель я мог бы выполнить в служении своей ценности, которая сейчас возможна для меня? Действительно ли у меня есть время, энергия и ресурсы для достижения этой цели?

Мы хотели бы, чтобы вы выбрали одну цель для работы в настоящее время. Убедитесь, что выбранная вами цель поможет вам жить в соответствии с ценностью, которую вы выбрали. Выберите одну цель, которая является реалистичной в настоящее время. Ваша цель также должна быть измеримой – вы должны быть способны определить, достигли ли вы своей цели или нет. Мы рекомендуем обсудить ваш выбор ценностей и целей с вашим терапевтом.
Запишите свою цель.

Самостоятельная работа: Планы действий для цели

Теперь, когда вы выбрали ценность и цель, которую хотите осуществить, следующая задача – определить конкретные, небольшие шаги или действия, которые вам нужно будет выполнить, чтобы достичь своей цели. Наиболее распространенная причина, по которой люди не достигают своих целей, состоит в том, что у них нет плана действий. План действий помогает вам постепенно, шаг за шагом продвигаться к цели. Вот несколько примеров, которые помогут вам различать цели и планы действий:

Если ваша цель – найти финансового консультанта, шаги в вашем плане действий могут включать:

  • Спросить рекомендации у друзей, коллег или членов вашей общины.
  • Провести исследования, чтобы узнать больше о сертификации финансовых консультантов и выбрать нужный уровень компетентности.
  • Записаться на прием, чтобы проконсультироваться по крайней мере с одним финансовым консультантом в течение следующих двух недель.

Если ваша цель – подготовить день рождения для вашей сестры, ваши шаги могут быть следующими:

  • Выбрать дату и время для вечеринки после согласования с другими членами семьи и друзьями.
  • Составить список гостей и связаться с потенциальными гостями.
  • Запланировать меню и заказать торт.
  • Организовать уборку дома за день до вечеринки.

Если ваша цель – «свидание» с вашим супругом, ваши действия могут включать:

  • Прочитать рецензии фильмов, чтобы выбрать фильм, который понравится и вам и супругу.
  • Выбрать ресторан и забронировать место.
  • Найти няню для детей.
  • Сделать дополнительную работу в офисе за день до свидания, чтобы вы могли прийти домой вовремя.

При формулировании ваших целей и действий важно установить временные рамки. Например, вы можете установить одну неделю, чтобы выбрать дату и время для вечеринки, или вы можете дать себе четыре дня, чтобы попросить людей порекомендовать финансового консультанта. Исследования показали, что без конкретных временных рамок большинство людей не в состоянии достичь своих целей.

Создайте от трех до пяти конкретных действий, поступков или шагов, которые вам нужно предпринять для достижения своей цели. Попробуйте определить временные рамки, когда вы начнете каждое действие. Отметьте, как вы завершите каждое ваше действие. Смело добавляйте дополнительные действия, которые помогут вам достичь своей цели.

Не забудьте проверить завершение действий.

Мы рекомендуем вам обсудить упражнения в этом раздаточном материале с вашим терапевтом, прежде чем начать работать над целью. Ваш терапевт может дать комментарии о ценностях, целях и действиях, которые вы составили, например, насколько они реалистичны и достижимы для вас в настоящее время.

Прежде чем попытаться выполнить задание, вы также можете поговорить о потенциальных препятствиях в достижении своих целей. Вы можете записать любые чувства и убеждения, которые могут помешать вам выполнить цель. Затем обсудите с вашим терапевтом, что вы можете сделать, чтобы быть способными выполнить свои действия и достичь своей цели.

Барьеры для достижения ваших целей и планов действий

В некоторых случаях, вы можете обнаружить, что даже если вы упорно трудились, чтобы достичь своей цели и выполнить практические действия, что-то помешало вам. Например, возможно, один из планов ваших действий связан с просьбой о помощи у вашего соседа, и вы просто не смогли этого сделать. Возможно, вы подумали, что эта просьба рассердит соседа. Обсуждая эти проблемы с вашим терапевтом, вы можете разработать стратегии, которые помогут вам в следующий раз, когда вы попадете в подобные ситуации.

Горюющие часто удивляются, как на них влияет достижение целей. Как выразилась одна женщина, потерявшая ребенка, «Я не думала, что смогу организовать празднование дня рождения для моей сестры, но я смогла. Она была так счастлива, что, несмотря на все, что произошло, я тоже была счастлива».

Раздаточный материал 23. Безопасность психологических потребностей

(Дополнительные материалы для Главы 2 Восстановление потерь и Главы 4 Мотивация и сопротивление)

Чувство безопасности (или защищенности) является базовым для всех нас. Все мы хотим чувствовать себя в безопасности, и того же хотим для своих близких. Без этой веры в свою безопасность нам трудно чувствовать себя комфортно.

Внезапная травматическая смерть близкого может нарушить ваше чувство безопасности. Поскольку это произошло внезапно и неожиданно, легко поверить, что и с вами или вашими близкими может случиться что-то ужасное. Вы можете начать беспокоиться, когда близкий человек опаздывает домой или звонит поздно ночью.

Нарушенные убеждения о безопасности могут мешать деятельности или отношениям. Нежелание сближаться с людьми, когда они так уязвимы (потому что вы не хотите терять близких) может помешать вам устанавливать отношения. Точно так же вы можете бояться, что любой, кого вы любите, может быть в опасности просто из-за близости к вам; вы можете использовать потерю своего любимого как «доказательство» этого страха.

Самостоятельная работа: Безопасность

Подумайте о том, как изменились ваши убеждения о безопасности вас и ваших близких после смерти. Выполните запись автоматических мыслей (раздаточный материал 13) об одном из этих убеждений безопасности.

Уверенность в себе

Уверенность в себе – это убеждение, что вы можете полагаться на свое восприятие и решения. Внезапная травматическая смерть может подорвать веру в эти убеждения. Довольно часто (хотя и не всегда рационально) горюющие думают о решениях, принятых перед смертью близкого, представляя, что все было бы иначе, прими они другие решения. Это может привести к утверждениям типа: «Если бы я сделал (или не сделал), сказал (или не сказал) X, Y или Z, то аварии бы не произошло». Подобные утверждения могут привести горюющего к сомнениям по поводу его решений: «Если я сделал Х и все пошло так плохо, как я могу доверять себе в принятии правильных решений?»

Конечно в отношениях есть много вариантов и выборов, которые мы могли бы сделать по-другому. В обычной повседневной жизни мы никак не можем сосредоточиться на всех этих мелочах. Мы принимаем десятки решений каждый день (в том числе, что носить, что есть, где парковать машину и т.д.), как правило, не подвергая сомнению наши решения. Когда что-то идет ужасно неправильно, естественно искать причины произошедшего и подвергать сомнению наше поведение и решения. И это закономерно приводит нас к неуверенности в себе.

Когда ваша уверенность нарушается, вы можете сомневаться в себе, быть слишком осторожными или испытывать трудности при принятии решений.

Уверенность в других (доверие)

Уверенность в других – это убеждение, что вы можете рассчитывать на то, что люди помогут вам, когда вы будете в них нуждаться, что люди будут выполнять свои обещания. Одна из первых задач детства – развитие доверия. Каждому человеку нужно учиться здоровому балансу доверия и недоверия, и учиться применять их в зависимости от ситуации. Внезапная травматическая потеря может по-разному повлиять на ваше доверие к другим. Если ваш близкий был действительно тем, кому можно довериться, то вы можете решить, что нужно избегать доверительных отношений, чтобы не чувствовать боли в будущем. Это значит, что нельзя сближаться к другими из-за страха, что близость может привести к доверию, зависимости и затем к большей потере. Вы можете пойти на крайние меры, чтобы не полагаться на других.

Если значимые люди предали вас в раннем возрасте, вы, возможно, создали убеждение: «Никому нельзя доверять». Внезапная смерть близкого может подтвердить это убеждение. Если же у вас был хороший опыт в детстве, вы, возможно, создали убеждение: «Как правило людям можно доверять». Внезапная травматическая смерть близкого может разрушить это убеждение.

Если люди, на которых вы рассчитывали и которым доверяли, после смерти близкого отдалились от вас и вашей семьи, перестали поддерживать, стали осуждать, ваше доверите к ним также может быть разрушено.

Когда доверите к другим разрушается, вы можете испытывать сильное чувство разочарования в других, страх предательства или брошенности, гнев и ярость на предателей, страх отношений (новых или старых) и общую подозрительность. Новые отношения и развитие доверия могут вызывать беспокойство, потому что вы можете бояться, что человек снова покинет или предаст вас.

Самостоятельная работа: Доверие

Подумайте, как изменились ваши убеждения о доверии после смерти близкого.

Запишите автоматические мысли (раздаточный материал 13) об одном из этих убеждений.

Самоконтроль

Самоконтроль относится к убеждениям о ваших способностях быть ответственными за свои мысли, чувства и поведение. Внезапная травматическая потеря может привести к потере чувства контроля. Это может вызвать страх, особенно если эти чувства кажутся интенсивными или заставляют вас говорить и делать незнакомые и некомфортные вещи. Внезапная травматическая смерть может изменить ваши убеждения о том, что по вашему мнению вы можете контролировать. Например, если вы думали, что можете контролировать вашу жизнь, то понимание, что есть важные области, которые вы не контролируете, может привести в замешательство.

Часто после внезапной травматической смерти горюющие меньше контролируют свое поведение. Это может пугать, особенно в случае деструктивного поведения, например, пьянство, отталкивание от себя людей, забрасывание работы или агрессивное поведение по отношению к другим.

Контроль других

Контроль других относится к убеждениям о ваших способностях влиять на окружающих людей. Внезапная травматическая смерть заставляет чувствовать вину. Например, если кто-то был причастен к смерти вашего близкого, вы можете чувствовать, что вы должны были предотвратить это. Другие виды потерь, например, связанные с промышленными или транспортными авариями, убийствами, террористическими нападениями (например, трагедия 9/11), самоубийствами также могут развить чувство потери контроля и влияния над кем-либо или чем-либо. Когда вы расстроены, ваши эмоции становятся более интенсивными, и мысль, что у вас не было контроля над конкретным человеком в конкретной ситуации, вы можете обобщить до убеждения, что вы не можете контролировать или влиять ни на кого.

Самостоятельная работа: Контроль

Подумайте о том, как после потери изменились ваши убеждения о самоконтроле и контроле других. Запишите автоматические мысли (раздаточный материал 13) об одном из этих убеждений.

Самооценка

Самооценка относится к убеждениям о вашей ценности и ценности того, что вы думаете, чувствуете, делаете и во что верите. Это нормально, что горюющие чувствуют некоторую ответственность за смерть близкого или считают, что они могли или должны были повести себя по-другому. Даже если это необоснованно, эта вина часто возникает после травматической потери. И хотя это нерационально, часто следующий шаг – это обесценить себя, то есть чувствовать себя плохим, недостойным, пристыженным или неполноценным. Некоторые люди даже приходят к выводу, что их присутствие в жизни близкого человека только вредило ему. Тем более так думают те, чья самооценка не была высокой еще до потери, например, получившие ранний травматический опыт. Такие люди могут иметь устойчиво низкую самооценку и более уязвимы к тому, чтобы чувствовать себя плохими после смерти близкого. Для них потеря может стать еще одним примером их неполноценности или недостойности.

Проблемы с самооценкой также могут возникнуть в процессе попыток понять, что произошло. Это естественно – стремиться найти виновного во внезапной травматической смерти. И когда нет явных виновных, горюющие могут винить себя. В отношениях мы все иногда делаем то, что нам не нравится, например, говорим грубо или не реагируем на потребности другого. Если человек умирает в результате внезапного травматического инцидента, мы можем сосредоточиться на этих небольших ошибках и использовать их в качестве доказательства того, что мы плохие. Вина – обычная реакция на потерю, она может привести к сожалениям по поводу неудач или упущений в наших отношениях. И все же важно бросить вызов самообвиняющим убеждениям и мыслям, которые могут быть преувеличены. Неадекватные вина и самообвинение часто возникают, когда были проблемы в отношениях с близким до его смерти.

Также люди могут испытывать проблемы с самооценкой, потому что проблемы, связанные с травматической смертью, такие как чувство ошеломления, трудности с концентрацией внимания или чувство подавленности, могут затруднить работу, учебу или общение с членами семьи и друзьями. Это может еще больше подорвать самооценку.

Наконец, чувство горя часто включает чувство жалости к себе. К сожалению, легко перейти от чувства жалости к себе к чувству плохого себя.

Оценка других

Оценка других относится убеждениям, что другие ценны и достойны уважения. Если к смерти близкого был причастен другой человек (например, насильственная смерть, промышленная или транспортная авария, или террористическая атака), это нормально обвинять других причастных людей, которые действительно могут нести ответственность. Но это можно легко обобщить до убеждения, что никто не заслуживает уважения, все люди некомпетентны или злы.

Самостоятельная работа: Оценка

Подумайте о своих убеждениях о самооценке и оценке других. Как они изменились после смерти?

Запишите автоматические мысли (раздаточный материал 13) об одном из этих убеждений, связанных с оценкой.

Связь с собой

Связь с собой относится к убеждениям о ваших способностях чувствовать себя связанными со своим внутренним опытом, включая мысли и чувства. После большой потери горюющие часто не хотят чувствовать свою боль, гнев, ужас, горе, печаль, одиночество или тоску. И хотя они знают, что избегание этих чувств, как ни парадоксально, только сильнее их удерживает и причиняет больше боли, но это естественное человеческое стремление, которое требует усилий для своего преодоления. Горе часто вызывает усталость, которая затрудняет эти усилия. Чаще всего вам будет легче выпить, отвлечься делами, заснуть, уйти в работу или думать и говорить о чем угодно кроме смерти. Однако эти способы отделяют вас от вашей внутренней жизни, от вашего понимания того, кто вы и что вам нужно.

Связь с другими (близость)

Близость с другими относится к убеждениям, что вы можете чувствовать близость и связь с другими людьми. Внезапная травматическая смерть может серьезно ослабить эти убеждения. Горюющие часто чувствуют, что их боль после смерти вызвана сильной связью с близким, а значит нужно избегать таких связей в будущем. Горюющие могут думать, что они потеряли единственного человека, который действительно знал и понимал их. Это убеждение может привести к отдалению от других, к нежеланию вкладываться в другие отношения, чтобы избежать таких потерь в будущем. Такое решение и поведение может привести к одиночеству.

Самостоятельная работа: Связь

Подумайте о том, как изменились ваши убеждения о связи с собой и другими, и как в результате изменилось ваше поведение после смерти близкого. Запишите автоматические мысли (раздаточный материал 13) об одном из этих убеждений.

Раздаточный материал 31. Духовность

(Дополнительные материалы для Главы 2 Восстановление потерь и Главы 4 Мотивация и сопротивление)

Будучи людьми, нам всем нужно осознавать наши переживания, ассимилировать и вписывать их в наше восприятие мира (или пересматривать наши представления), чтобы получать новый опыт. Духовные убеждения являются важным аспектом наших представлений о мире и отражают наши способы создания смысла.

Термин «духовность» относится к аспектам жизни, в которых человек связан с чем-то вне себя. Духовность может включать в себя связь с Богом, природой, историей или человечеством. Она не ограничивается религиозной практикой. Для одного человека духовность может означать желание познавать красоту природы, для другого – связь с животными, дающую надежду и смысл. Духовность может поддерживать нас в трудные времена.

Некоторые люди, пережившие потерю, могут найти утешение в своих религиозных или духовных убеждениях, например, представляя близкого в лучшем месте. Однако травматические потери часто заставляют людей подвергать сомнению их духовные убеждения и чувствовать себя сердитыми, преданными или запутавшимися. Они могут задаться вопросом: «Как Бог может быть любящим, если допускает такие трагедии?» Действия, которые раньше помогали и укрепляли их, например, прогулки по лесу, больше не работают. Кроме того, внезапная травматическая смерть часто лишает горюющих цели и смысла. Часто скорбящие хотят найти смысл смерти, которого скорее всего просто нет. Люди часто просто не могут понять, почему близкий человек должен был умереть.

Проблемы духовности после травматического события нормальны. К сожалению, эти проблемы могут помешать вам выйти за пределы горя и могут создать еще одну, вторичную потерю – потерю прошлой или потенциальной духовной связи. Подумайте о своем чувстве духовности и о любых нарушениях этого чувства, которые вы заметили после потери. Кроме того, подумайте о том, как вы можете перенаправить, развить или обновить связь с вашей духовностью.

Самостоятельная работа: Духовность

Создание или укрепление духовности может казаться слишком сложным после потери. Возможно, вам придется несколько раз создавать ситуации, в которых вы сможете «услышать» свою духовность, прежде чем начнете ощущать связь с ней. Ниже перечислены некоторые идеи, как вы можете обновить или создать новую духовную связь.

  • Наблюдать за восходом или закатом солнца, медитировать на него.
  • Слушать выступление хора, особенно детского.
  • Слушать музыку, лежа с закрытыми глазами (григорианское пение, флейта индейцев и т.д.).
  • Вести дневник на природе, сидя на траве или рядом с водой.

Сделайте на этой неделе одно из этих упражнений или еще что-то, что вам нравится. Если это будет слишком сложно, вы можете записать автоматические мысли (раздаточный материал 13) о своих убеждениях о духовности или об устройстве мира.

 


Комментарии: