Как преодолеть страх вождения. Безопасное вождение

 

Курс Как избавиться от страхов и фобий

Всем привет, сегодня последнее видео по вождению. И в прошлый раз мы закончили со всеми возможными страхами за рулем. И казалось бы, что еще для счастья надо?
Что мы будем делать сегодня?

Проблема: прекращаем учиться

Проблема, с которой мы можем столкнуться, – это то, что многие, убрав свои страхи и достигнув определенного достаточного уровня вождения, в какой-то момент прекращают активно целенаправленно учиться новому. Прекращают пробовать что-то новое, пользуясь только старыми базовыми стереотипными навыками в старых стереотипных ситуациях и маршрутах. То есть с работы домой, из дома на работу, редко в магазин и все.

Ну и хрен бы с ним, казалось бы, в чем проблема-то? А проблема опять с безопасностью и страхами:

  • Во-первых, имея ограниченные базовые навыки вождения, мы подвергаем себя риску того, что в каких-то редких, но метких нестандартных условиях мы не будем знать, что делать, как реагировать, потому что на них банально нет навыка.
  • Во-вторых, освоившись на обычных маршрутах и уверившись в своем мастерстве вождения, мы начинаем более фривольно и гибко соблюдать такие обременяющие правила дорожного движения.
    То есть ничего страшного, если я поеду не 90, а 100, НУ МНЕ ЖЕ НАДО, МНЕ СРОЧНО.
    И ничего страшного, что я чуть-чуть выпил, ОЙ, ДА НИ ЧО НЕ БУДЕТ, Я НЕ ПЬЯНЫЙ.
    И я только на секундочку глазки прикрою, все равно же дорога прямая, ОЙ, А ЧО ЭТО Я ДЕЛАЮ В КЮВЕТЕ.
  • И в-третьих, это опять же проблема со страхом, когда мы чувствуем не обязательно страх, но какую-то боязливость и неуверенность, когда нужно съездить в новое место. Там, где мы не имеем должных навыков. Нам там некомфортно и неуютно, и мы избегаем таких мест.

Поэтому давайте посмотрим, как же мы можем продолжать целенаправленно учиться, продолжать развивать и расширять навыки, чтобы вождение ваше было безопасным и приятным во всех ситуациях на дороге.

Мотивация

И первое, что я бы хотел отметить – это конечно же мотивация к такому целенаправленному обучению. Потому что такое обучение требует жертв (желательно конечно не человеческих). Жертв временем, силами, нервами.

А психика наша экономна в этом плане. Нам проще колесить по наезженным дорогам, пользуясь наработанными схемами, чем без особой нужды учиться чему-то новому и казалось бы ненужному.

Поэтому любовь и желание к такому обучению конечно же надо иметь и поднимать. Подробнее я тут не буду, подробнее вы можете посмотреть видео по мотивации, которое я делал, когда мы изучали поведение.

И теперь, какие же способы повышения своего мастерства мы можем использовать?

1. Целенаправленность

Первый самый очевидный способ – это целенаправленно помещать себя в новые условия вождения, которые вы раньше не пробовали, и где вам пока не комфортно.

Стимулы

И самое важное, на что вы тут можете обращать внимание – это стимулы или сигналы, на которые нужно реагировать. Если мы возьмем двух водителей, опытного и новичка, то отличия между ними как раз в том, что в одной и той же ситуации опытный замечает гораздо больше: более тонкие сигналы и информацию, не заметную новичку. Например, чувствует дорогу по шуму колес, отслеживает несколько машин вокруг своей и т.д.

И второе отличие в том, что все это отслеживается автоматически, непроизвольно, на это не тратится сознательного внимания и сил.

И самое главное также непроизвольно и автоматически опытный водитель реагирует на все эти сигналы и информацию, то есть совершает конкретные поведенческие движения и маневры, тоже не прилагая сознательных усилий и отвлекаясь на более важные задачи.

Если вы помните первое видео, там мы говорили о четырех этапах научения:

Неосознанная некомпетентность Осознанная некомпетентность
Неосознанная компетентность Осознанная компетентность
  • Так вот, если вы находитесь в своей зоне комфорта: ездите по привычным маршрутам, не ставите себе новые цели, то все навыки за границами этой зоны комфорта как раз будут для вас в области неосознанной некомпетентности, то есть вы даже не будете знать то, что не умеете.
  • И именно попадание в новую ситуацию, то есть новый маршрут, новая дорога, новая цель, переводят вас в осознанную некомпетентность. И вы начнете замечать те тонкие различия в стимулах, то есть сигналах и информации, которые проходили мимо вашего сознания.
  • И именно тогда вы сможете научиться адекватно и правильно реагировать на них своим вождением (осознанная компетентность)
  • И именно тогда мастерство вашего вождения будет повышаться, вплоть до неосознанной компетентности.

Посмотрим краткий алгоритм техники, а подробнее как всегда в видео:

  1. Составьте список всех новых для вас мест и условий, дорог и маршрутов, которые вы хотите освоить, где вам сейчас неуютно, где вы не уверены в своих навыках.
  2. Выберите и изучите один новый маршрут или новые условия сначала без машины. Отслеживайте новые для вас сигналы и стимулы, на которые нужно реагировать.
  3. Можете сразу, в воображении репетировать свои реакции на них, свое вождение и навыки.
  4. Если не хватает знаний, отметьте их и узнайте у знакомых или в интернете. Если не хватает навыков, создайте их с помощью техники Генерация нового поведения.
  5. Проедьте новый маршрут в машине. Отметьте несоответствия воображения с реальностью и сразу поправьте.
  6. Еще несколько раз повторите эту поездку в воображении, чтобы закрепить новые навыки.

2. ПДД

Примерно этот же прием вы можете применять, чтобы учить ПДД, знаки и разметку. Причем учить не столько в виде текста, сколько в виде конкретных поведенческих стратегий и навыков в конкретных ситуациях.

Поэтому вы можете составить список правил и ситуаций, в которых вы не уверены либо в правильности ваших знаний (что разрешено, что запрещено), либо в наличии у вас навыков, чтобы применить это знание на практике, то есть выполнить и не нарушить правило.

Краткий алгоритм (подробнее в видео)

  1. Выберите одно правило или пример из ПДД. Узнайте, как правильно его исполнять.
  2. Представьте фильм об этом правиле сначала диссоциированно, потом ассоциированно. Можете сначала использовать модель.
  3. Выберите несколько реальных ситуаций и маршрутов, где вы можете использовать это правило. И потренируйтесь на них сначала в воображении, а потом в реальности. Можно предварительно использовать тренировочную площадку для сложных навыков.

3. Моделирование

Следующий способ развивать свое мастерство – это моделирование. Мы уже применяли моделирование в самом первом занятии, но применяли в виртуальном виде. Давайте посмотрим, как можно работать с реальным человеком.

Самое ценное в моделировании – это то, что модель, человек может делиться с вами своим опытом и результатами опыта, выраженными в конкретных выработанных им навыках за рулем. И вы эти навыки можете отследить и скопировать. Давайте посмотрим, как это можно сделать:

  1. Вы можете ездить с опытным водителем и отслеживать, что и как он делает, за чем следит, как управляет, как реагирует на дорожные ситуации. То есть отслеживать то новое, что вы можете отследить, вопросы и непонятки в вождении. И это опять же переведет вас в сознательную некомпетентность, и вы сможете учиться этому
  2. Второй шаг – это выяснить у водителя смысл и суть этого его действия, то есть что, как и зачем он сделал. Иногда бывает проблема, что у водителей со стажем большинство навыков доведены до уровня неосознанной компетентности. И поэтому иногда он не сможет вам внятно разжевать свой навык. Как та гусеница, которая разучилась ходить.
  3. Поэтому вы можете расспросить водителя про его действия, используя, например, модель переработки информации (из книги Романов А.Н. Автотранспортная психология):
  • Получение информации – это то самое восприятие сигналов, как и какие стимулы водитель отслеживает, на что обращает внимание. Причем во всех системах: визуальной (что видит?), аудиальной (что слышит?) и кинестетической (что ощущает? Мышечные и тактильные ощущения). А также вестибулярный аппарат (например, при изменении скорости и поворотах).
  • Обработка информации – создание картины (модели) ситуации на дороге. Это интерпретация информации. Поиск и достроение недостающей и неопределенной информации. Оценка и прогнозирование развития ситуации. Все это часто делается на основе прошлого опыта, на основе прошлых, таких же или похожих ситуаций, которые у профессионала привычны и отработаны до автоматизма.
  • Принятие решения – решение о действиях принимается на основе полученной и обработанной информации, прошлого опыта, безопасности, соблюдения правил, выгоды и цели. Часто простые и отработанные решения тоже не осознаются. И наоборот, чем неоднозначней варианты, чем сложней и необычней обстановка, тем решение сложней и дольше принимается, и тем чаще подключается сознательный разум.
  • Воплощение решения в конкретных действиях и поведении – в некоторых случаях предыдущие шаги ни вы, ни ваша модель не увидите. Если они отработаны до автоматизма, то они сливаются воедино, проходят быстро и не осознаются. Поэтому действия – это, пожалуй, самое первое, на что вы можете обратить внимание. И уже с действий начинать опрашивать модель. Кстати, большинство действий тоже автоматизированы. И они тоже могут не осознаваться водителем, пока о них не напомнишь.

Как можно понять, что конкретное движение и манипуляция органом управления машиной выучены вами до автоматизма? Вы можете находить его и управлять им без участия зрения, то есть только за счет мышечной памяти. И вы начинаете забывать, как вы это делаете.

  • Контроль за выполнением, обратная связь – в ходе движения водитель отслеживает результаты своих действий, отслеживает, как меняется ситуация, как слушается автомобиль, как меняется его положение. И так до тех пор, пока ситуация не завершается.
  • Вы также можете использовать модель Мерседес-СК для отслеживания общего стиля вождения: то есть в каком состоянии водит модель? Какое отношение ее к вождению, нравится ли ей? Какой общий стиль поведения за рулем? Какие образы и качества она проявляет? И какие мысли и убеждения поддерживают ее профессиональное вождение?
  1. И после того, как вам становится ясна последовательность, алгоритм и значение этого навыка и каждого его шага, вы можете уже тренировать его в воображении и проверять в реальности, как мы это делали.

4. Мотивация от «противного»

А теперь почему все вышеперечисленное может не работать?
А может оно не работать из-за банальной лени и нежелания что-то менять. И даже освоив приемы безопасного вождения, освоив приемы гибкого вождения в различных необычных ситуациях, все это может похериться и не развиваться. И мы возвращаемся к привычным старым маршрутам, и что самое печальное, к старым небезопасным привычкам вождения.
Просто потому, что польза от новых привычек сомнительная, неявная.

То есть: Ну что мне от того, что я опять не пристегнулся? Я уже сто раз не пристегивался и ничего страшного со мной не происходит, ЛЕНЬ, НЕ ХОЧУ, НЕУДОБНО!

Поэтому вот это желание безопасности начинает конфликтовать с другими желаниями: быстрее доехать, большего комфорта, меньшей затраты сил и денег.

Что же делать, где найти мотивацию?
В страхе!
Странный ответ, – скажете вы. – Ведь именно с ним мы и бьемся, стараемся его уменьшить.
Но просто давайте не забывать, что вождение опасно. И любое попустительство безопасностью в разы увеличивает риск аварии. Поэтому страх полезен, точнее полезна осторожность и предусмотрительность.

И во-вторых, страх, как эмоция, служит отличным мотиватором: большинство людей лучше мотивируются негативными эмоциями, чем позитивом. Мы больше склонны интересоваться, как избежать опасности, чем как стремиться к возможностям. И в случае вождения это отчасти хорошо, это полезно и нужно.

Поэтому давайте посмотрим, как мы можем использовать страх и негатив себе на пользу. Но только не с целью его раскормить и вырастить в панику и ужас. Потому что лишний страх вызывает лишнее перенапряжение и ошибки, это тоже фактор риска на дороге. Наоборот, мы посмотрим, как уменьшить страх за счет увеличения вашей безопасности и вашего безопасного вождения.

Итак, первый способ – это целенаправленно искать, какие могут быть опасности и проблемы на дороге.

Наберите, например, запрос в интернете: причины аварий или опасное вождение.
И вы найдете кучу проблем и ошибок, которые могут возникнуть на дороге. Вы можете составить свой список, чего бы вы хотели избежать.
И проверьте, знаете ли вы как это сделать. Есть ли у вас правила и навыки безопасного вождения, позволяющие избежать таких опасностей и ошибок?
И если нет, вы знаете, что делать. Мы это уже четвертое видео делаем.

Негативное моделирование

Второй способ можно назвать, наверное, «негативное моделирование» или «обратное моделирование». Если до этого мы брали исключительно положительные примеры для подражания и учились, как надо водить, то здесь мы посмотрим отрицательные примеры, как не надо, как можно учиться на ошибках других.

Давайте представим, что вы любите смотреть сводки ДТП или видосики с ютуба, например, где машинка красиво улетела в кювет. Вы можете сделать этот досуг не только приятным, но и полезным. Представьте, что мало ли вам самим придется побывать участником такого события в будущем. Как бы вы выкрутились?

Краткий алгоритм (подробнее в видео)

  1. Представьте и посмотрите ситуацию со стороны, например, с высоты птичьего полета. Выделите участников ДТП.
  2. Выберите главного участника (виновника) ДТП и посмотрите, что он сделал неправильно, какие правила безопасности нарушил.
  3. Представьте, что он выучил урок, и посмотрите фильм, как бы развивалась ситуация, если бы он соблюдал правила. Сначала диссоциированно, потом ассоциированно.
  4. Сделайте то же самое с остальными участниками ДТП. Что мог сделать каждый из участников по отдельности, чтобы избежать ДТП или минимизировать вред?

Особенно важно отработать типичные аварии и проблемы на тех дорогах, на которых вы часто ездите. Например, вы едете и видите машины после ДТП. Вообще-то за рулем конечно нельзя отвлекаться, из-за этого пробки и новые аварии, но если природное любопытство не победить, то хотя бы используйте его себе на благо.
Точно также можете посмотреть, что случилось, и прикинуть, как вам не попасть в подобную бяку.

Ну и посмотрим еще способ негативного моделирования – это конечно же наша склонность замечать чужие ошибки лучше своих. То есть в чужом глазу соринку конечно увижу, а из бревен в своем можно целый дом построить.
Поэтому вы можете опять же использовать это раздражение из-за чужих ляпов себе на пользу:

Отмечайте все мелкие и такие бесящие грехи других водителей. Например, придурок уже минуту копается в бардачке. Или сидит в телефоне. Или сигналит не по делу.

И скорее всего вы за собой такого не заметите, или посчитаете, что мне то можно, у меня то совсем другая ситуация, я делаю то же самое только по важному делу и конечно же это ни за что не помешает моему вождению.

То есть это классическое: еду, никого не трогаю, вдруг вижу: баба за рулем красится!
Я от возмущения чуть бутерброд в кофе не уронил.

Поэтому вы можете просто поставить себя на место нарушителя и отрепетировать правильное поведение. То есть опять же создайте правило и навык, что делать в этой ситуации, если вдруг приспичило «согрешить», например, позвонить, поесть или поспать за рулем.

На этом все, с вождением мы закончили.
И в следующий раз следующая наша тема – это зоофобия. Страх животных. И мы изучим, наверное, самый популярный способ, как можно перестать бояться. Это постепенное сближение и взаимодействие с объектом своего страха. Посмотрим, как можно облегчить и упростить этот процесс, посмотрим, удастся ли нам превратить зоофобию… в зоофилию))). До встречи в следующий раз.


Комментарии: