Всем привет, это третья часть проекта работы с горем, и сегодня мы работаем с виной, гневом и обидой.
Эти эмоции – частые спутники горя. Некоторые считают, что они как промежуточный этап, помогают защититься от чистого горя, чистой боли, помогают разобраться со случившимся и смягчить процесс. Однако часто они, наоборот, мешают: приносят дополнительные страдания и проблемы, и затягивают работу горя.
Сегодня и вину, и обиду, и гнев мы будем рассматривать вместе и работать с ними вместе, потому что некоторыми своими механизмами они очень похожи.
Оглавление
Три механизма вины, обиды и гнева
- Первая теория утверждает, что обида и гнев происходят от несоответствия ожиданиям. Когда случается что-то плохое, что никак не вписывается в нашу картину мира, что по нашим убеждениям «не должно происходить в нормальном мире, не должно происходить со мной», когда от мира и общества исходит угроза и нападение на нас и нашу жизнь, то на такую угрозу и несправедливость мы естественно реагируем гневом и обидой. Реагируем, чтобы защититься, чтобы вернуть все как было.
Чем гнев отличается от обиды?
Гнев – это сильная (стеническая) эмоция, человек чувствует, что может повлиять на ситуацию, наказать обидчиков, и поэтому активно проявляет гнев.
Обида – пассивная, человек не в силах, не может ничего изменить и никого наказать, не может противостоять и защищаться, и поэтому пассивно обижается.
Когда мы говорим о вине, то мы говорим о несоответствии ожиданиям относительно себя. Мы нарушили свой идеал поведения, свои моральные стандарты и требования к себе, мы сами сотворили несправедливость. И в ответ на это испытываем вину.
- Второй важный момент. Что мы почувствуем – гнев, вину или обиду – зависит от склонности, от выученных привычек. Вы сами можете вспомнить случаи, когда ни в чем не виновный человек клянет себя почем зря, а самый виноватый как раз обвиняет всех вокруг. Поэтому то, какая эмоция придет к вам в горе, что вы выберете: винить всех вокруг или только себя, чувствовать гнев или раскаяние, зависит от ваших предпочтений.
- В моменты горя мы испытываем острые приступы отчаяния, безнадежности и бессилия. Мы беспомощны перед лицом смерти, перед случаем, который может отнять у нас все. Нам хочется верить в стабильность этого мира, в то, что мы имеем контроль над ним, можем управлять им. И нам хочется знать причину, понимать причинно-следственные связи. И в этом отчаянии и тупике мы задаем классические вопросы: За что, Почему и Кто виноват. И виновные конечно находятся. Вовне, и тогда мы находим объект для своей обиды и гнева. Или внутри, и тогда мы виним себя.
Наша задача-максимум на сегодня будет очистить сознание от гнева, вины и обиды. Когда вы понимаете, что некого и незачем винить, когда вы понимаете, что плохое событие просто случилось. И можно переживать его свободно от эмоций, в «чистом» виде, таким, какое оно есть.
Это задача трудная, и иногда так бывает, что человек не готов работать со своими чувствами, он хочет обижаться или хочет винить себя, и не готов отказаться от этих чувств. Тогда и не надо. Как я говорил, переживание горя сугубо индивидуально и ваше право решать, сколько оно займет времени и какими путями пойдет.
Описание эмоций
Итак, первая наша задача – это определить, а с чем же нам работать. Для этого вы можете ответить на простые вопросы:
- Кого и за что вы вините в случившемся?
- Перед кем виноваты и в чем конкретно виноваты?
- По поводу чего вы испытываете гнев, обиду, вину?
- Что плохого вы сделали, и что плохого сделали вам?
Еще способ выявить гнев, вину и обиду – это фантазии «Если бы»:
- Как вы вспоминаете прошлые события, какие сожаления испытываете и фантазии строите о том, чтобы все исправить?
Из серии: Если бы я тогда сделал, все бы было хорошо… или Если бы тот дятел тогда не накаркал, все было бы хорошо…
Список объектов, на которые человек чувствует гнев, обиду или вину при потерях:
Гнев и обида
- на медиков (не вытащили, дали умереть)
- на родственников (не переживают, черствые; фальшь, нет сочувствия)
- на близких (что оставили смерть позади и продолжили жить, заводят новых мужей-жен-детей)
- на других людей (не помогли умершему, виноваты в смерти)
- на правительство и общество (не заботится)
- на организацию похорон
- на самого умершего (бросил меня, предал, не позаботился о себе; плохие отношения в прошлом, обижал меня)
- на несправедливый мир и Бога (разрушение иллюзий о мире и Боге; они должны, а не дали, отняли)
Вина
- выжившего (ты ушел, а я остался; почему он, а не я; я должен был умереть за него)
- не помог (я не был рядом, не помог, не защитил, отпустил одного)
- стал причиной смерти (невольно или вольно, прямо или косвенно)
- за прошлые отношения (я обижал умершего, не уделял внимания, не любил)
- за ссору накануне
- за свои чувства (чувство гнева на умершего, недостаточное горе, радость)
- за облегчение (вина, связанная с облегчением от того, что ваш близкий умер, особенно если он болел, страдал перед смертью, был обузой)
- детская вина (дети винят себя за смерть родителей, за развод, за то, что не любили их, желали плохого)
- из-за самоубийства
Алгоритм техники Возврат для обиды и гнева
Первая техника с обидой и гневом. Она будет похожа на технику возврата, которую мы делали. Если вы помните, там мы возвращали себе то хорошее, что нас связывает с умершим. Но есть и другая сторона – то плохое, что нам сделал умерший и другие люди.
Точно также мы можем отдать это плохое, субъективно конечно же отдать, и получить то хорошее, что у нас отняли. В технике мы будем работать с обидой, но если вы чувствуете гнев и злость, например, техника делается точно так же.
(По материалам С.В. Ковалева)
1 этап. Обида и обидчик
- Выберите свою обиду и обидчика. Вспомните ситуации с ним.
- Представьте обидчика в пространстве. Почувствуйте обиду в теле. Оцените по 10 баллам.
2 этап. Сторонний наблюдатель
- Представьте образ стороннего наблюдателя. Войдите в него. Почувствуйте его спокойствие.
- Посмотрите на себя и обидчика со стороны, сохраняя спокойствие.
- Какой ресурс нужен вашему образу, чтобы отпустить обиду? Передайте ресурс в виде цвета.
- Что нужно обидчику? Передайте ему ресурс.
- Оцените изменение отношений.
- Вернитесь в себя. Оцените изменение отношений изнутри.
3 этап. Возврат
- Что хорошего обидчик забрал у вас? Верните это себе в виде символа и ощутите. Проверьте в ситуациях.
- Что обидчик дал вам плохого? Отметьте ситуации и ощущение в теле. Отдайте это обидчику. Или очиститесь в Месте отдачи. Проверьте в ситуациях.
- Оцените и отметьте, что еще осталось, и доделайте.
4 этап. Прощение
- Можно потребовать извинений от обидчика. Если он сопротивляется, дайте ресурс.
- Можно подарить обидчику прощение.
- Оцените обиду по 10 баллам.
- Представьте образ утраченного близкого. При необходимости ресурсируйте его.
- Он винит обидчика? Дайте им разобраться.
- Что близкой хочет для вас? Позвольте ему забрать обиду и подарить вам прощение.
- Примените принятие и прощение на ситуации обиды. Оцените по 10 баллам.
Небольшое примечание
Мы работали с образом обидчика, можно сказать, с вашей проекцией этого человека. И поэтому это далеко не обязательно изменит ваши реальные отношения с этим человеком, это не значит, что реальный человек изменился. И это не значит, что после этой техники вы должны теперь прыгать в объятья к обидчику и устраивать с ним какие-то хорошие отношения. Все это делается для вас и вашего успокоения, чтобы обиды, злость, раздражение просто не мешали вам жить.
Умерший как обидчик
Теперь что касается того, когда мы волей-неволей обижаемся на самого умершего. Это тоже нормально и более того довольно распространено:
- Часто мы обижаемся на то, что человек покинул нас, ушел, оставил в одиночестве. Особенно это бывает, когда умерший не заботился о своем здоровье, когда сам был виновником своей смерти, и при самоубийстве.
- Во-вторых, это прошлые отношения с человеком. Все мы не святые и не ангелы, и не всегда отношения с близкими у нас складываются идеально и безболезненно: обиды, ссоры, манипуляции, ложь, предательство, насилие, та же созависимость – всякое бывает. Часто отношения с человеком получаются противоречивые (амбивалентные): человек не только давал нам хорошее, но и плохое (более подробно про амбивалентность мы будем говорить в пятой части).
- И в-третьих, иногда так получается, что мы сами, добровольно перенимаем у близких далеко не самые полезные качества: вредные привычки, негативные склонности, черты характера, эмоции, болезни, мировоззрение и убеждения и т.д. (более подробно идентификацию мы будем смотреть тоже в пятой части)
Сегодняшняя техника может работать и в этом случае: мы можем отдать обратно обиду и все плохое, что мы получили от умершего.
Что касается того, когда мы привлекаем образ прощения, то вместо умершего вы можете представить человека, который для вас является символом прощения. Человека, который обладает истинной способностью прощать и не держать обид. Иногда это может быть ваш знакомый, иногда это могут быть даже религиозные святые, вплоть до самого Иисуса или Будды, или мудрецы, вроде Питтака. Вспомните такого человека, представьте его образ и попросите его отпустить вам обиду и подарить вот эту способность к прощению.
В следующий раз мы посмотрим технику возврата для работы с виной.
Дополнительные материалы
- Раздаточные материалы из книги Лечение тяжелой утраты — Чувства
Комментарии: