Причины страха в прошлом. Часть 3 Как мы учимся страху в детстве

 

Курс Как избавиться от страхов и фобий

Всем привет, с вами снова проект жизнь без страха и это третья часть занятия, посвященного причинам страхов в прошлом. Мы уже рассмотрели такие причины, как критический инцидент и решение, и подошли к самому важному: убеждениям.

Почему же они так важны? Казалось бы, ну ладно, человек вляпался в критическое событие, получил решение бояться, но что ему мешает включить естественный механизм угасания страха, о котором мы говорили раньше? Почему же не срабатывает этот механизм?
Именно в ответе на этот вопрос и кроется основная причина наших проблем, та причина, с которой мы и будем работать сегодня.

Детство

И для того, чтобы разобраться в этом, давайте вернемся назад, до критического инцидента, задолго до критического инцидента, в самое раннее детство, когда закладывались самые первые, самые базовые наши программы того, как мы будем жить и действовать всю оставшуюся жизнь.

Этот период детства, с 0 до условно 12 лет, действительно является ключевым. Даже есть мнение, что мы получаем там большую часть всей информации и опыта, чем за всю последующую жизнь, все базовые и глубинные убеждения и представления о себе, о других людях и окружающем мире.

Есть куча теорий о том, как протекает наше детство, на какие стадии оно делится, как мы развиваемся, что получаем и что теряем на этих стадиях.

1 период: доверять или не доверять

И что интересно, многие исследователи сходятся в описании самой первой стадии жизни младенца: от 0 до плюс-минус 1,5 лет.

Именно в этот период ребенок более всего уязвим и требует больше всего заботы и внимания. То есть чтобы было максимально сытно, уютно, чтобы он чувствовал присутствие заботливой, любящей, теплой матери, и еще желательно, чтобы мухи не кусали.

В ходе этого блаженного времени ребенок делает первый судьбоносный выбор в своей жизни: доверять этому миру или не доверять. То есть решить для себя: этот мир – это действительно пригодное для жизни место, в первую очередь безопасное, комфортное, приятное, где можно удовлетворить свои самые базовые потребности в выживании и безопасности?

Или, если этот период прошел не самым лучшим образом, если не кормили, когда хочется, если надолго оставляли одного, если не достаточно уделяли внимания, заботы, ласки, любви, то тогда ребенок решает, что нельзя доверять этому миру, что это неуютное, враждебное, некомфортное, непригодное для жизни место, полное опасностей, которого нужно что? Правильно, бояться, бояться, бояться.

Последствия такого первого выбора на дальнейшую жизнь огромны. Именно этот выбор определяет, будете ли вы в первом случае – идти навстречу этому миру, стремиться исследовать и открывать его, быть оптимистом, и легко и позитивно относиться к переменам и вызовам жизни.

Или во втором варианте наоборот, закрываться от мира, испытывать постоянное напряжение и беспокойство, воспринимать все перемены в черном свете и сдаваться под натиском проблем.

Именно этот выбор по большому счету определяет, будете ли вы жить исходя из страха или из любви.

А теперь вспомним про критические инциденты. Потому что получается, что именно этот первый выбор, доверять или не доверять миру, убегать от него или открываться, как раз определяет, как мы проходим эти критические кризисные ситуации.

Определяет, возникнут ли они вообще, или мы даже не сможем в них вляпаться. А если и вляпаемся, то пройдем просто не заметив, как нож сквозь масло, просто не запустив стрессовую программу. Потому что проявим все качества человека доверяющего миру, чувствующего базовое ощущение порядковости и безопасности этого мира.

Или же, если нет у нас этого ощущения безопасности – то и критический инцидент станет именно критическим, опасным, обнажающим наше базовое чувство незащищенности, и следовательно вызывающим страх.

И то, как во времени будет развиваться страх, будете ли вы смело преодолевать его и активно осваивать закрытую область жизни, или наоборот убегать, прятаться, отказываться и отказывать себе в потребности освоить ее – все это тоже определяется базовым выбором.

Получается, что этот первый период младенчества один из самых важных?
Один из, поэтому давайте кратенько пробежимся по остальным этапам развития, которые тоже могут влиять на нашу дальнейшую жизнь и возникновение страхов в ней.

2 период: автономии или стыда

Потому что, например, второй возраст, от 1.5 до 3 лет, мы можем назвать периодом автономии или стыда. Автономии – если человеку разрешали как бы отделиться от родителей и начать самому познавать окружающий мир, лезть везде, трогать все, пробовать все, и ошибаться. Или стыда – если родители, желая защитить, ограничивали ребенка, держали при себе, не пускали исследовать мир и буквально били по рукам. И в целом в этот период человечек выбирает, сможет ли он встать на ноги и опираться на себя, или вырастет слабой неуверенной личностью, с желанием подчиняться и манипулировать.

3 период: инициативы или вины

Следующая стадия от 3 до 6 лет – инициативы или вины. Тут ребенок продолжает активно взаимодействовать с окружающим миром, познавать правила этого мира. В играх конечно же. И если ему давали в этот период свободу и поддерживали, то есть опять же позволяли и помогали свободно действовать, общаться со сверстниками, изучать этот мир, то это будет период именно инициативы. А в противном случае – вины, если опять же ограничивали, наказывали или предъявляли непомерные требования.

4 период: трудолюбия или неполноценности

Ну и возьмем еще одну стадию, трудолюбия или неполноценности, от 6 до 12 лет. Трудолюбия, если в ребенке стимулировали упорство, компетентность, достижения и победы. И неполноценности, если не хвалили за успехи и ругали за мелкие неудачи.

Все эти периоды и выборы конечно же тоже могут влиять на формирование и развитие у вас страхов, и на то, как вы справляетесь с ними.

Что в итоге?

Мы посмотрели причины, как и почему страх возникает во времени, какие проблемы в прошлом привели к этому. И мы можем заметить, что проблемы эти имеют разную глубину и масштабность:

  • начиная от простого решения бояться,
  • продолжая критическими инцидентами,
  • и вплоть до базовых выборов, базовых убеждений, идущих из раннего детства.

Так что же нам делать дальше?
Дальше наша задача найти это проблемное содержание, чтобы уже потом с ним работать.

Еще раз напоминаю, что с решениями, критическими инцидентами и конкретными убеждениями, которые и привели непосредственно к конкретному вашему страху, с ними мы будем работать по модели ПАРКУР в практическом курсе. Именно это позволит вам освободиться от страха глубоко и надолго. Поэтому переходите и смотрите.

А здесь и сейчас, в бложике мы займемся теми самыми периодами, которые в целом определяют и задают вашу жизнь. Попробуем если и не окончательно их исцелить, то хотя бы облегчить. Это не обязательно избавит вас от конкретного страха, но позволит как минимум ослабить его глубинные причины и улучшить жизнь в целом, чтобы вы просто стали более благополучным и счастливым человеком в целом.

Определение периодов

И для этого сначала определим, а есть ли чего исцелять? Как конкретно у вас прошел тот или иной период детства? Как это вспомнить то?
И для этого как всегда мы можем использовать либо сознательный, либо бессознательный подход.

Сегодня посмотрим сознательные методы, а в следующий раз займемся нашим любимым бессознательным.

Так вот многие психологи, чтобы вытащить эти глубинные причины из прошлого прибегают к долгому стандартному психоанализу. Через сознание доставая и проясняя бессознательный материал. И на это порой уходят многие годы.

Мы попробуем сделать это быстрее, так как уже примерно знаем, как каждый период влияет на вашу дальнейшую жизнь. Поэтому оценив это влияние в настоящем, мы можем уже делать примерные выводы о том, как оно все было в прошлом.

Для этого вы просто прочитаете описание, как каждый период проявляется в настоящем, и оцените, насколько это можно сказать о вас. Оцените по 10 баллам, где 10 – это полная правда, я весь такой ушибленный, а 0 – это я понятия не имею, что за ересь ты тут несешь, Дима, это совсем не про меня.

Давайте попробуем. Например первая стадия жизни, на которой как вы помните мы принимаем судьбоносное решение доверять или не доверять. Так вот, если она прошла не удачно, то есть не доверять, то вы можете заметить за собой в настоящем следующие проявления:

  • интеллект явно преобладает над чувствами,
  • ощущение пустоты и отчужденности от мира,
  • нет контакта с собственным телом,
  • страх перед жизнью и миром,
  • боязнь собственных желаний,
  • нежелание взрослеть и брать на себя ответственность,
  • и стремление к контролю над всем и вся.

2 период: автономии или стыда

  • сверхдисциплинированность,
  • сдержанность,
  • буквоедство,
  • самоограничение,
  • тотальный запрет на чувства и удовольствия,
  • принижение себя с точки значимости и значительности,
  • свехзаботливость, обременяющая других,
  • чувство стыда и вины.

3 период: инициативы или вины

  • вина за все и вся,
  • полный отказ от активности и деятельности,
  • нехватка решительности и целеустремленности,
  • боязнь попробовать что-то новое,
  • неумение ставить задачи,
  • ригидность и педантичность.

4 период: трудолюбия или неполноценности

  • комплекс неполноценности,
  • излишняя соревновательность,
  • нетерпимость,
  • боязнь сделать ошибку,
  • систематическая борьба с промедлением,
  • чувство неполноценности,
  • излишняя критичность к другим,
  • непрерывное сравнение себя с другими,
  • придирчивость к авторитетам,
  • неуклюжесть и некомфортность во взаимоотношениях.

Как вы видите, описания общие и неконкретные, поэтому вы можете сами каждый из пунктов расписать для себя, есть ли это у вас и как конкретно оно у вас проявляется. Если хотите, по модели Мерседес-СК, то есть в каких ситуациях и с какими объектами, как вы там себя чувствуете, действуете, думаете, и какой образ вас.

А можете просто примерно оценить по 10 баллам, насколько это описание периода в целом вам свойственно.

Теперь о баллах. Если от 1 до 3, то можно сказать, что с этим периодом все более-менее нормально. Если больше, то я вас поздравляю, вы наш клиент, как говорится, поэтому смотрите дальше, как все это можно исправить.

И на сегодня все, в следующий раз мы займемся бессознательными способами, как найти это скрытое содержание периодов более конкретно и непосредственно, и начнем все это дело потихоньку изменять. Поэтому до встречи и удачи.


Комментарии: