Как освободиться от власти страха 2. Циклы информации и воображения


Практическая рассылка

Всем привет, помните мультик про енотика, который сам себя пугал, смотря на свое отражение? Вот сегодня как раз об этом, потому что мы продолжаем изучать механизмы усиления страха, и второй вариант подобного механизма – это информационный.

Информационный цикл

Очень характерный пример – это страх полетов. Возможно вы даже знаете таких людей, которые боятся полета на самолете, еще ни разу и не слетав. Потому что они сами себя заочно обучают бояться.

Как же это происходит?
В этом случае часто такого выраженного критического инцидента нет, а точнее им может быть сама информация о полетах, о том, как это страшно, о том, что самолеты часто падают, прямо пачками, о том, что другие люди, родственники, например, боятся и т.д.

Так или иначе, как и в первом случае появляется некая область, которая для человека стала неразрешенной, неосвоенной, непонятой и непринятой, а может быть даже опасной, пока не известно.

И человек ее хочет заранее освоить, понять и принять, вдруг лететь придется, что же делать-то? Надо же подготовиться к возможным неприятностям.

И тогда запускается цикл сбора информации:

Триггером в этом случае может выступать не только внешний – например упоминание о катастрофе в новостях или пролетающий в небе самолет, но и внутренний стимул: например, желание узнать проблемную область, найти опасность и способы обезопасить себя, а иногда и просто пощекотать себе нервишки.

Это к причинам, почему мы вообще любим пугать себя: изучать страшные новости, смотреть ужастики и т.д. – не только ради «высокой» цели выискивания опасностей, но и ради банального адреналина и выплеска эмоций.

Так или иначе вслед за триггером, запускается операция, знакомые нам проявления:

  • Состояние: тревоги и желания разобраться, например.
  • Могут подключаться глубинные убеждения, о том, что мир в целом опасен и враждебен, а значит и эти полеты на самолетах тоже могут быть опасны. Что-то с ними не так.
  • И именно эти убеждения и эти тревожные состояния заставляют нас выискивать опасность, то есть именно негативную информацию о полетах и включают поведение: поиск этой негативной информации.

В интернете, по телевизору, у знакомых мы целенаправленно ищем подтверждения своим страхам. Которые обязательно находятся, потому что любая область, даже самая безобидная все равно это риск.
Это жизнь, и никто не гарантирует полную безопасность, даже если это один шанс на миллион. Это как лотерея, вероятность выигрыша ничтожна, но победитель всегда находится и громогласно объявляется.
И информация об авариях тоже всегда находится, просто потому что именно на нее человек обращает больше всего внимания. И такая информация только подкрепляет его убеждения об опасности.

И что интересно, например, смотря репортаж по телевизору об авиакатастрофе, с красочным описанием, как все было, человек часто подставляет в это описание себя, буквально ассоциируется с ним и проживает его, как будто сам это пережил.
В результате подтверждая убеждение и усиливая состояние, что опять по тому же порочному кругу заставляет его с еще большей силой искать информацию, еще больше утверждаясь в своей вере и усиливая состояние уже теперь не просто тревоги, а настоящего ужаса.

И в конце, насмотревшись и напереживавшись, наступает выход и мотивация на дальнейшую жизнь: нет, все-таки никуда и никогда я не полечу. Самолеты опасны.

Цикл воображения

И сразу же посмотрим третий вариант усиления страха, основанный на полном воображении. Если и в первом и во втором случае воображение играло важную роль, усиливая страх, то здесь кроме него ничего не остается.

Именно мысль, воспоминание или простое упоминание запускают механизм воображения, рисующий страшные картинки мнимой опасности. Когда у нас в голове прокручиваются нами же созданные буквально фильмы ужасов, которые часто основываются на прошлых критических инцидентах и переносятся на будущее, и которые как раз становятся триггером, запускающим реакцию.

  • При этом важный момент – для бессознательного не так важно происходит ли это в реальности или у вас в голове, поэтому на эти виртуальные картинки и фильмы запускается самое что ни есть реальное состояние страха.
  • Ну а дальше вы знаете, подключаются негативные мысли, подстегивая воображение еще больше.
  • Прямо там, в голове может репетироваться поведение: то как вы избегаете такой опасности или наоборот, из-за чересчур смелого поведения попадаете в беду.
  • И в результате буквально на пустом месте, сидя в тепле и уюте у себя дома, мы входим в образ себя боящегося и обучаем себя страху.

Пока опять же не надоест, не натревожимся как следует, наступает выход и мотивация на будущее: нет, все-таки я был прав – самолеты опасны, никакой тебе Турции и Египта.

И таким образом получается, что можно ни разу не столкнуться с проблемной областью, и все равно обзавестись сильным страхом.

И казалось бы эти механизмы усиления страха несут собой позитивную цель — понять и освоить проблемный объект или явление, быть готовым встретиться с ним в будущем, предупредить опасность и обеспечить нам выживание.

Только вот это негативное освоение, негативная готовность исключительно к бегству, однобокое понимание опасности, не соответствующее реальности, создающее страх и создающее только проблемы вашему выживанию и вашей жизни.

Результаты работы циклов

А знаете, в чем самая большая проблема? А в том, что со временем это перестает быть проблемой. Через несколько таких повторений-циклов тотема человек полностью приручает себя бояться.

Можно сказать, что он полностью осваивает, понимает и принимает проблемную область через страх, а не через нормальное и полноценное освоение.

В результате у него полностью сформировано поведение, позволяющее минимизировать контакт со страшными объектами и ситуациями.

Состояние страха тоже становится привычным, мысли тоже, образы тоже. В некоторых случаях проблемная область полностью закрывается, человек просто исключает ее из своей жизни.

И в результате проблема как бы забывается и исчезает, точнее человек полностью адаптируется к ней.

Это как если бы Дюймовочка не смогла выбраться с первой же локации, с болота, а с самого начала вышла замуж за жабу и начала устраивать свою жизнь на болоте. Родила бы от жабы, ничего, привыкла бы и устроилась: поели, поспали, поспали, поели.

Вот почему первым делом, в первых занятиях мы смотрели, а в чем проблема страха? А действительно ли стоит его убирать, и что это даст, что откроет, какие позитивные изменения произойдут в вашей жизни? Чтобы снять эту защиту с проблемы, обнажить проблему во всей ее красе.

И сейчас, зачем вообще мы рассмотрели эти три цикла, три варианта? Чтобы вы отследили и нашли их у себя. Потому что все эти элементы модели тотем вы можете найти в вашем страхе, в том, как он поддерживается и проявляется у вас.

  • Поэтому вспомните еще раз, что вы боитесь, и вспомните, как и когда вы этого боитесь. Что запускает ваш страх, какой триггер, какой может вид страшного объекта или попадание в ситуацию?
  • Как вы боитесь дальше, в каких операциях: поведении, состояниях и мыслях? И какими операциями вы боретесь со страхом, как справляетесь или не справляетесь с ним? И в каком целом образе себя вы находитесь в этот момент? Как себя назовете?
  • И дальше как все заканчивается, как вы понимаете, что можно перестать бояться?
  • И как наступает выход, что происходит, наступает ли то самое облегчение?
  • И мотивация: ослабляется ли страх в следующий раз или только усиливается?

И теперь вопрос на 5 баллов: что же нам делать с этим сформированным устоявшимся циклом? Да к тому же подкрепляющимся, где все элементы усиливают друг друга. Ответим на него в третьей части занятия, где посмотрим совсем другой механизм: теперь уже ослабления страха. Ждите нового видео и удачи вам


Комментарии: