Как пережить смерть близкого Доп 1.2. Сюжетные метафоры

Здравствуйте, друзья, мы продолжаем изучать метафоры и посмотрим первый их тип – сюжетные метафоры.

В случае метафоры-сюжета мы представляем проблему или проблемную область в виде истории, имеющей какой-то сюжет, развивающийся во времени.

Наша задача здесь – составить рассказ, в котором есть похожая проблема, но с другими персонажами, местом действия и событиями.

Метафора-сюжет может применяться для работы не только с процессом горя, но и с другими проблемами: эмоциями, вторичными потерями, отношениями с окружающими – со всем, с чем мы работали в проекте. Любую проблему мы можем «растянуть» во времени, рассказать в виде последовательности событий. Более того, мы можем использовать метафору-сюжет для всей вашей жизни целиком или для отдельного ее периода.

В сюжете мы можем выделить:

  • Экспозицию (или пролог) – предпосылки истории и проблемы.
  • Завязку – с которой и начинается проблема или конфликт.
  • Развитие событий – раскрутка истории, нагнетание проблемы, развитие отношений между персонажами.
  • Кульминацию – высшая точка конфликта.
  • Развязку – разрешение конфликта и конец истории.
  • Эпилог – как эта история повлияла на судьбы персонажей и мира.

Начните с того, что расскажите вашу историю:

  • С чего начинались ваши отношения с потерянным человеком?
  • Как развивались?
  • Как вы его потеряли?
  • Как переживали потерю?
  • И на чем остановились сейчас?

И мы будем считать, что история ваша не закончилась, ей нужно продолжение. И для этого нам нужна метафора-сюжет:

  • Как если бы вы могли представить ваш случай в виде рассказа про других героев, в другом месте и времени, как и куда бы вы хотели переместить вашу историю?

Вы можете придумать такую метафору с нуля, просто заменив себя, других участвующих людей, окружение и события похожими другими. Или можно найти источник вдохновения.

Источники вдохновения для истории:

  • Сказки, мифы
  • Все множество рассказов, книг, романов, фильмов за все времена
  • Жизнеописания и автобиографии знаменитых людей, исторических личностей, вымышленных персонажей
  • Религиозные сюжеты
  • Восточные сюжеты
  • Примеры, случаи знакомых вам людей, которые попали в похожую ситуацию
  • Природные явления: пожар, наводнение, затмение, засуха, мороз.
  • Смена времени суток, сезонов года
  • Рост растений, цикл жизни
  • Процессы – природные, социальные, технические

Примером природного явления может быть метафора Река или Ручей, которая символизирует собой протекание процесса (например, печали) во времени.

  • В истоке ручья мы можем увидеть личностные проблемы, которые послужили предпосылкой утраты.
  • Водопады, буруны, пороги могут символизировать острую стадию горя.
  • Плотины, заторы, болота и разливы – препятствия в прохождении горя.
  • Равнинное течение – плавное успокоение горестных переживаний.
  • И слияние с морем или большой рекой – завершение периода оплакивания и начало новой жизни.

Как и с любой метафорой вы можете облагораживать и исправлять течение ручья, убирая препятствия для его протекания. Вы можете исследовать исток и устье ручья. И вы можете ассоциироваться с ручьем, не только со стороны все смотря и меняя, а плывя по течению или даже слившись с водой этого ручья и прочувствовав процесс течения от начала и до конца.

Придумав идею метафоры, вы можете развить и расширить ее, описав подробнее окружение, основные события, конфликты, отношения между персонажами, их внутренний мир.

Можно дополнительно отметить:

  • Как и почему эта история возникла?
  • С чего начиналась?
  • Какие у нее движущие силы?

Это можно делать в различных формах:

  • Написать на бумаге или в электронной форме
  • Рассказать (можно другому человеку или только себе)
  • Вообразить со стороны
  • Прожить изнутри, сыграв роль как будто в спектакле (не только главного героя, но и второстепенных персонажей)

(Для примера вы можете посмотреть, как мы работали со снами в пространстве)

Дойдя в сюжете до точки, на которой ваша история остановилась в реальной жизни, подумайте:

  • Как герои продолжат ситуацию и закончат историю? Как история продолжится и закончится, если ничего не менять, пустить на самотек?
  • Вам нравится такой вариант? Что с ним не так? Как вам хотелось бы закончить историю правильно? Какие есть варианты правильного разрешения?
  • Какие у главного героя внутренние и внешние конфликты, не дающие ему удачно закончить историю? Какие препятствия на пути?
  • За счет чего герой может прийти к благополучному финалу? Чего ему не хватает?
  • Как вы можете ему помочь, какой дать совет и что предложить?
  • Что или кого нужно дополнительно ввести в историю, чтобы преодолеть препятствия и разрешить конфликты? Кто поможет ему дойти до счастливого финала? И за счет чего?
  • В чем значение и смысл ситуации для героя? Какой урок он может вынести, чему научиться?
  • Наблюдайте, как меняются персонажи истории и как ситуация разрешается.

Если вы опять попали в тупик в рамках этого сюжета, ничто не мешает вам выбрать и представить другую историю, в которой вполне возможно выход найдется.

В конце, когда ваша история успешно завершилась, перенесите ее обратно на вашу ситуацию:

  • Как вы можете применить решение и завершение метафоры к себе и своей проблеме? Что нужно изменить в себе и своей жизни?
  • Придумайте первые три изменения, которые вы совершите.

А в следующий раз мы кратко пробежимся по остальным видам метафор и более подробно посмотрим метафору Цветок. Увидимся)))

Для своей истории вы можете посмотреть темы конфликтов и возможных трансформаций, например, у Р. Тобиаса «20 моделей сюжетов и как их выстроить»

  1. Искания – у героя есть цель, миссия и он отправляется в путь, чтобы выполнить ее. Основная особенность – это изменение, развитие и личностный рост героя по пути. Практически классическое Путешествие героя (см. Дж. Кэмпбелл Тысячеликий герой).
  2. Приключение – похоже на искание. Отличия в том, что результат и изменения тут не особо важны, а важно именно содержание путешествия: приключения, действия и экшон.
  3. Погоня – тут понятно, кто-то за кем-то гонится и преследует. Главный герой может преследовать или наоборот убегать от погони. Можно сказать, что тема погони генетически встроена в нас, пробуждая древние страхи и влечения, инстинкты хищника и жертвы.
  4. Спасение – кто-то отправляется кого-то спасать, освобождать, помогать. Это может быть классический треугольник: жертва, притеснитель, спаситель. Естественно в роли притеснителя может быть не только человек, но и обстоятельства, природные силы и даже внутренние конфликты и проблемы. Поднимаются темы альтруизма и «спасательства»
  5. Побег – тут уже жертва берет обязанность спасения в свои руки. Темы ловушки, клетки, тюрьмы и выхода из безнадежной ситуации. Ограничения могут быть как внутренние, так и внешние. Поднимаются внутренние темы самостоятельности, ответственности, терпения и решимости, нужных чтобы совершить побег. И пассивности, страха, приспособляемости – как мешающих ему.
  6. Месть – очень богатый сюжет, поднимает темы справедливости, гнева, личных границ, сопротивления злу насилием, разрушительности мести.
  7. Загадка – в сюжете загадывается и раскрывается какая-то тайна или секрет. Самый яркий пример загадки – это жанр детектива. Темы любопытства, скрытого, тайного, недоступного, решение задач, внутренние причины и подоплека внешних событий.
  8. Соперничество – противостояние между двумя более-менее равными противниками. Тема настойчивости, борьбы, конкуренции, конфликта интересов, разных позиций восприятия.
  9. Неудачник – человек находится в крайне неудачном положении и должен преодолеть все удары судьбы, чтобы выбиться «из грязи в князи». Темы неудачливости, усилий, мотивации, достижения, целеустремленности и успеха.
  10. Искушение – когда человек хочет что-то, но понимает, что это вредно, неправильно или неэтично. Темы зависимостей, морали, соблазна, «животных» желаний, мотивации, двойственности желаний, легкого, но обманчивого пути, трудности сознательного самоограничения.
  11. Метаморфозы – физическая трансформация одного в другое. Может использоваться для символизации внутренних изменений, трансформации и роста личности, изменения проблемы или проблемной области. Часто получается, что текущее проблемное состояние – это как раз «неправильная метаморфоза», и нужно вернуть «исходное правильное состояние», но при этом сделав выводы и изменившись внутренне.
  12. Трансформация – человек опять меняется в истории, но в отличие от искания, тут нет конкретной цели и миссии, просто так складываются обстоятельства. Герой попадает в такие условия, что он не может не измениться. Причем изменения в первую очередь внутренние. Темы личностных изменений, влияния внешней среды и ей же сопротивления, урока и роста.
  13. Созревание – история о взрослении и росте, переход от ребенка к взрослому. Темы инфантильности, личного роста, вырастания из старых проблем, потери иллюзий, воспитания, перехода в мир взрослых.
  14. Любовь – вечная история, двое встречаются, двое влюбляются… Темы любовных мук, влечения, любовной зависимости, препятствий для любви, любовных конфликтов и «притирания» друг к другу.
  15. Запретная любовь – классическая история Ромео и Джульетты. Темы преград и их преодоления, самопожертвования, социальных табу и стигм, и любви, которая все преодолеет.
  16. Жертвование – человек приносит тяжелую жертву (вплоть до самой жизни) ради других людей или каких-то целей. Темы альтруизма, эгоизма, нравственного выбора, конфликта желаний, конфликта цены и ценности, конфликта цели и средства ее достижения, при этом забывания о себе, своих интересов («спасательства»).
  17. Открытие – это своеобразное продолжение загадки. Тайна раскрыта и надо как-то на эту информацию прореагировать, что-то сделать: или какой-то сложный выбор, или действие, или донести правду до людей. Или иногда просто принять как то, что есть. Темы перехода от слов к действиям, раскрытия истины, взаимодействия с людьми и миром, устранения преград между человеком и людьми/миром, урока и выводов.
  18. Чрезмерность – история о том, что чем выше поднимаешься, тем больнее падать. Вспомните семь грехов: они как раз показывают, что доведение нормальных в общем-то качеств и желаний (самоуважение, например) до чрезмерного состояния (гордыни) к добру не приводит. Темы границ и выхода за них, зависимостей, излишеств, сумасшествия, контроля над собой и своей жизнью, разумных ограничений и умеренности, ответственности.
  19. Падение – как закономерный итог чрезмерности, когда герой или сам разрушает свою жизнь, или под действием внешних обстоятельств. Темы саморазрушения, деградации, влияния внешних сил и уязвимости перед ними, отчаяния, падения с Олимпа (падший ангел).
  20. Взлет или история искупления – как и в неудачнике, герой начинает с самых низов, двигается вверх, при этом искупая свои грехи, внутренне меняясь и вырастая над собой. Темы усилий, раскаяния, преодоления личностных слабостей и недостатков, исправления прошлых ошибок, выучивания уроков, роста и изменения.

 


Комментарии: