Как пережить смерть близкого Доп 1.1. Метафоры

Здравствуйте друзья, это дополнительная заметка, посвященная использованию метафор и символов при работе с горем. Здесь мы не будем проводить четкие отличия между метафорами и символами, будем считать, что это примерно одно и то же, и по умолчанию будем все же использовать термин «метафора».

Во-первых, что это такое и нахрена оно нужно?
Метафора (или символ, знак, аналогия, пример) позволяет выразить некий объект, свойство, явление или идею в иной форме: в виде другого объекта, свойства, явления или идеи. Например, «у него золотые руки» или, наоборот, «руки из задницы растут». Понятно, что руки не могут быть золотыми или расти из задницы, но эти фразы говорят о кривизне обсуждаемых рук. И кстати да, «кривизна» – это тоже метафора.

Где использовать

Мы можем использовать метафоры, чтобы не работать с горем, потерей или проблемой напрямую, потому что напрямую это не всегда получается. Например:

  • Проблема может вызывать острую эмоциональную реакцию.
  • У нас может быть ограниченное понимание проблемы.
  • Мы не можем найти решение или не хватает сил.

Соответственно метафора:

  • Помогает как бы отвлечься от проблемы, диссоциироваться от нее и снизить эмоциональный накал.
  • В то же время все равно работать с проблемой, взглянуть на нее с другой точки зрения и расширить свое понимание.
  • И в результате найти новое решение, преодолеть ограничения и получить ресурсы.

Явно или скрыто

В терапии значения метафор могут скрываться от клиента. Например, вас могут попросить представить и описать поляну и не сказать, что она значит с точки зрения символдрамы.

Мы будем использовать метафоры открыто и явно, то есть осознавая, что та или метафора означает и символизирует. Причем постараемся не использовать общепринятые символические толкования, а находить ваши личные, индивидуальные значения. То есть будем задавать вопрос: что для вас значит этот символ, о чем он из вашей жизни?

Виды метафор

В этой заметке мы вкратце рассмотрим несколько видов метафор:

  • Сюжет, развивающийся во времени – метафора, описывающая динамику некоего процесса или события.
  • Семантическая метафора – замена слова и его значения.
  • Многосоставная, системная метафора – мы берем сложную область жизни, синдром или проблему, которую можно разбить на несколько составляющих. И соответственно метафора у нас получается сложной, состоящей из разных, но связанных между собой частей.
  • Метафора объекта, его части или свойства – мы заменяем единичный объект или явление и работаем с ним как с целым. Довольно редко это получается в чистом виде, потому что в процессе мы все равно разбираем и анализируем части и свойства этого объекта, смотрим, как он взаимодействует с окружающим миром.

Анализ проблемы и создание метафоры

Как же нам найти подходящую метафору для проблемы?

Во-первых, выберите проблему или проблемную область и опишите ее себе. Можно описать ее довольно подробно и на основе этого описания создать сложную метафору. Можно описать в общих словах.

Также можно примерно описать, что вы хотите вместо проблемы, что будет идеальным решением и результатом.

А дальше, чтобы найти метафору, вы можете задать себе вопросы:

  • На что это похоже?
  • Что это мне напоминает?
  • На самом деле это не…, а …
  • Это как будто…

Более сложные вопросы:

  • Примером чего, более широкого и глубокого, является проблема/область? Какая это более широкая категория проблем/областей? И какой другой пример вы можете вспомнить из этой категории, который можно использовать как метафору?
  • Или наоборот, какой конкретный пример проблемы/области? Как это ощущается и чувствуется? И что еще ощущается/чувствуется также?
  • Кто сталкивался с тем же, чем и вы?
  • На что эта проблема похожа, на какую другую проблему, с которой вы сталкивались и которую решили?

Иногда вы можете найти довольно необычную и фантастическую метафору, «не от мира сего». Иногда это может быть банальная, обычная ситуация или предмет из вашей жизни или жизни знакомых.

Найдя несколько метафор, вы можете выбрать наиболее подходящую для вас и представить ее в виде картинки, фильма или образа.

Изучение и расширение метафоры

И затем мы можем расширить и уточнить эту метафору.
То есть, например, если бы ваша метафора потери представилась в виде разбитого сердца, то можно дополнительно описать:

  • Человека, у которого разбито сердце.
  • Как именно оно разбито, на сколько кусочков?
  • Как выглядит при этом человек, что чувствует, что делает, что его окружает?
  • Чем или кем сердце было разбито? Когда в прошлом?
  • И что с ним происходит сейчас и произойдет в будущем.

Основные «раскрутки» символа/метафоры

(Из материалов С.В. Ковалева)

  • О чем говорит вам эта метафора(ы)?
  • Что она(и) позволяет делать?
  • Что запрещает(ют)?
  • Что еще должно быть верным, чтобы эта метафора(ы) имела(и) смысл?
  • Что общего между этой метафорой и другими, о которых вы говорили?
  • Что объединяет все ваши метафоры?
  • К какому времени относится эта метафора(ы)?
  • Какой бы она была, если бы, например, относилась к воображаемому будущему?
  • Когда вы исследуете свои метафоры, может быть вам захочется иметь другие метафоры или как обогатить их?

Что можно сделать с метафорой

Первое важное правило для работы с метафорами: нам стоит стараться действовать и совершать изменения в рамках и законах данной метафоры. То есть, например, не стоит направо и налево махать волшебной палочкой и загадывать, чтобы все было хорошо (за исключением, конечно, сказочных метафор, где волшебные палочки применимы)

Важно поверить в метафору, сыграть в метафору, как играют дети, при этом как бы забыв на время о реальной ситуации и проблеме.

Основная идея для изменения метафор
В первую очередь нам помогает составление метафоры результата, препятствий и недостающих ресурсов. Часто одно это помогает сдвинуть метафору в нужном направлении.

Вспомните глупого Пугало из Волшебника из страны Оз, у которого была проблема с мозгами (с их отсутствием, и это проблемная метафора). В конце он получил новые мозги, которые предстали в виде мешка с острыми иголками (это результат).

  • Какой могла бы стать ваша метафора при благоприятном исходе?
  • Какое значение будет у этой новой метафоры?
  • Какие в вашей метафоре есть препятствия для получения результата, внутренние и внешние?
  • И какие есть ресурсы и возможности по преодолению препятствий и достижению результата? И каких ресурсов еще не хватает?

Стратегии работы с метафорами

Для изменения метафоры мы можем применять различные способы, которые условно можно разделить на несколько групп:

  1. Простые действия внутри метафоры
  • Движение, перемещение, переход внутри метафоры
  • Смена места, времени, замена/трансформация персонажей метафоры
  • Противодействие, конфронтация, борьба с элементами метафоры
  1. Добавление в метафору новых ресурсных элементов
  • Ресурсирование, кормление (для «живых» метафор)
  • Взаимодействие/подключение дополнительных сил, метафор или персонажей
  • Волшебные предметы: магическая жидкость, волшебная палочка и т.д.
  • Физические воздействия: облагораживание, очищение, исцеление, строительство, ремонт
  • Обмен дарами
  • Обучение, информирование
  1. «Наблюдательные» действия
  • Пассивное наблюдение
  • Принятие, примирение
  • Следование естественным природным процессам
  • Смена точки зрения
  • Разрешение символу выразить себя, раскрыть свой потенциал, делать, что хочет
  • Изучение прошлого и будущего метафоры, ее причин, следствий и движущих сил
  1. Коммуникативные действия
  • Общение, прояснение непонятного, вопросы и ответы
  • Уговаривание, просьба сделать/измениться
  • Соглашение, договор, компромисс
  • Выражение эмоций, обмен чувствами
  • Физический контакт: погладить животное, обнять человека
  1. «Тонкие» изменения
  • Изменение субмодальностей
  • Изменение семантики
  • Усиление противоречий, игнорирование сходства. Или ослабление противоречий, подчеркивание сходства
  • Парадоксальные интервенции, манипулирование, действие от противного

Также мы можем добавлять в метафору новые элементы, которые позволяют кардинально изменить уровень восприятия, выйти за пределы (и ограничения) вашей метафоры, обнаружить более глубокие (и высокие) причины вашей проблемы и прийти к качественно новым результатам и выводам:

(По материалам Роберто Ассаджоли. Символы надличных переживаний)

  • Символы интроверсии, обращения внутрь крайне необходимы современному человеку ввиду чрезмерной «экстравертированности» нашей цивилизации. Они позволяют нам вернуться в себя и уравновесить чрезмерно активную внешнюю жизнь жизнью внутренней. Обращение внутрь восстанавливает равновесие, укрепляя нервное и психическое здоровье, а также позволяет обрести опыт надличностных переживаний, открыть свой Центр, свою истинную Сущность, что обычно сопровождается «пиковыми переживаниями».
  • Символы спуска и нисхождения позволяют исследовать «дно» нашей души, ее темные бездны. Только там мы сможем узнать свою Тень, изгнанные нами в подсознание теневые стороны самого себя, чтобы потом признать их и включить в состав своей личности наряду со «светлыми» качествами своей Персоны. Ибо подавление и осуждение каких-то сторон своей личности никогда не приносит положительных результатов, а, наоборот, стимулирует их на противодействие. Однако признание своей Тени вовсе не значит, что человек должен ей уступить – оно просто является необходимым условием последующего преобразования этих самых теневых сторон.
  • Символы подъема и восхождения дают нам возможность освоения внутренних пространств своей психики как бы в «верхнем» направлении. При этом вы можете освоить восходящий ряд внутренних миров, каждый из которых также имеет и более низкие, и более высокие уровни. Мир эмоций, простирающийся от уровня возвышенных чувств; мир ума, лежащий между уровнями конкретного аналитического рассудка и отвлеченного философского разума; а еще и миры интуиции, воли и непостижимые запредельные миры, которые невозможно выразить словами.
  • Символы расширения и распространения позволяют нам безгранично увеличивать спектр нашего сознания, включая в него все более широкую сферу впечатлений – вплоть до иных реальностей бытия и осознания вечности как вневременного трансцедентального измерения, в котором наше Высшее Я пребывает над потоком времени. Однако дабы не утратить сознание себя в чем-то большем, не потерять себя в целом, расширение должно обязательно дополняться центрированием – обращением во внутрь и упрочнением центра своей сути.
  • Символы пробуждения дают нам возможность буквально проснуться от сна в мире иллюзий – «реальности» картины («карты») мира, отображаемой нашими органами чувств, а также порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями. Ведь все то, что мы воспринимаем как прочное и незыблемое, на самом деле представляет собой бесконечный танец чрезвычайно малых и постоянно движущихся элементов, между которыми – пустота. А воспринимаем мы все это не объективно, а как бы через густую вуаль собственных пристрастий – эмоций, психотравм, убеждений и заблуждений. Так что на самом деле мы не живем, а спим в мире иллюзий, и не случайно Будду часто называли «Совершенно Пробужденным».
  • Символы света и озарения дают нам возможность продолжить свое пробуждение, но уже в области надличной сознательности. И совершить великий переход, который обычно называют «озарением» или «просветлением». Точнее – три перехода, первый из которых позволит нам обрести способность ясно видеть все, что происходит у нас внутри; второй – разрешить неразрешимые ранее проблемы посредством интуиции как особого инструмента внутреннего видения; а третий – испытать собственно Просветление как внезапное восприятие Света, присутствующего как в душе человека, так и во всех творениях.
  • Символы огня позволят совершить самоочищение собственной психики, а впоследствии – и ее трансмутацию, превращение в нечто более высокое и качественно отличное от первого. Именно огонь является одним из лучших средств «духовной алхимии».
  • Символы эволюции и развития делают реальным высвобождение наших внутренних сил и переход от возможного к действительному. Более всего они оказываются приложимы к двум разным стадиям человеческого роста: от ребенка до взрослого человека и от «нормального» до «просветленного» индивида.
  • Символы усиления и возрастания позволяют реально усилить жизнь сознания, повысить ее напряженность. Подобное возрастание имеет две стадии или как бы ступени. На первой происходит усиление всех дремлющих, недостаточно развитых сил и функций человека, а на второй – переход от личных сил к силам надличностного уровня, что часто бывает сопряжено с появлением парапсихологических способностей.
  • Символы любви дают нам возможность «выйти за пределы себя», преступить границы обособленного существования и соединиться с другим существом – сначала с человеком, а потом, возможно, и с Богом.
  • Символы пути и странствия позволяют нам открыть и обрести свой собственный Путь – сначала земной, а после, может быть и эзотерический.
  • Символы превращения и преобразования дают нам возможность «трансмутировать» свою душу и даже тело в нечто более совершенное и гармоничное объединение всех сторон человеческого существа; Сознания и Тела; Бессознательного и Осознаваемого; Персоны и Теней; Ролей и Личности – и т.д. и т.п.
  • Символы возрождения и обновления связаны с предыдущей группой и позволяют осуществить полное превращение человека: «новое рождение» или рождение «нового» человека из глубин старой личности.
  • Символы освобождения родственны символам развития и дают возможность уничтожить любые препятствия на своем духовном Пути, освободиться от иллюзий и комплексов, а также от «ролей», которые мы вынуждены играть, «масок», которые приходится носить и «идолов», которым почему-то надобно поклоняться.

Возвращение в реальность

Многие терапевты предпочитают не переводить метафору обратно в реальность, работая в бессознательной парадигме и позволяя бессознательному совершить необходимые изменения в жизни. Вы можете сделать так. Мы же попробуем дойти до конца и осознанно применить, перевести изменения в вашу жизнь.

Вы можете спросить себя:

  • Как изменилось ваше понимание области работы, проблемы, результата, ресурсов и препятствий?
  • Что означают все изменения и трансформации метафоры, а также ее свойств и частей?
  • Что означают те действия и изменения, которые вы совершили с метафорой (в метафоре)? Какие действия и изменения вы можете совершить в реальной жизни, чтобы добиться того же?
  • Составьте первые шаги изменений в реальной жизни и проверьте изменения в конкретных ситуациях, где раньше была проблема.

Общая схема работы с метафорами

  • Опишите проблему и желаемый результат, препятствия и ресурсы.
  • Придумайте метафору.
  • Совершите изменения метафоры.
  • Перенесите изменения обратно в вашу жизнь.

Во второй части заметки мы посмотрим, что из себя представляют сюжетные метафоры, как с ними работать. До встречи)))


Комментарии: