Как пережить смерть близкого 6.3. Урок потери и закрытие периода

 

Всем привет, в прошлый раз мы смотрели, что такое периоды жизни, и как работать с воспоминаниями. И сегодня мы посмотрим завершающий этап периода отношений – это этап горя и прощания. Он длится от потери до полного прощания с умершим. Основная задача тут – принять и учесть потерю, адаптироваться к жизни без умершего. В это время мы погружаемся в себя, оплакиваем потерю, отдаем должное нашим отношениям, долго размышляем и вспоминаем, обустраиваем свой быт, свои привычки и свою жизнь по-новому.

Горе ставит перед нами очень важные и глубокие вопросы: о жизни, о смерти, о смысле, о себе. Человек старается осмыслить потерю, придать ей какой-то смысл, вписать в свое мировоззрение, понять, как это случилось и как с этим справиться. Два основных вопроса, на которые мы пытаемся тут ответить – это Почему и Зачем.

  • Почему – вопрос о причинах, нам важно знать и понимать, что смерть была не на пустом месте, за ней есть какая-то причина.
  • Зачем – нам хочется найти смысл смерти близкого, что это событие не бессмысленно, оно для чего-то нужно и чему-то служит.

На самом деле ответы на эти два вопроса очень субъективны, у каждого они свои и далеко не всегда имеют что-то общее с реальностью. Они служат скорее для утешения и успокоения, чем для нахождения объективных причин. Отвечая на них, человек может прийти к принятию и пониманию: «Я знаю, почему и зачем это произошло, мне больше не надо над этим думать, я могу успокоиться и принять потерю. Я могу идти дальше».

Во многом ответы на эти вопросы зависят от мировоззрения:

  • Человек с идеалистически-религиозным мышлением в конце концов приходит к выводу: «На все воля божья. Это мне испытание и урок от Бога, который я должен принять и идти дальше».
  • Человек с более материалистическим мышлением признает, что «На все воля случая, без особого смысла и цели. И все, что остается, – принять его и тоже идти дальше».

И каждый находит в событии какой-то личный смысл для себя, смысл, помогающий жить дальше.

 

Кризис веры начинается с вопроса: «Почему бог допускает, что плохое случается с хорошими людьми, допускает несправедливость?»
Многие люди пребывают в наивной вере: «Если я верю и молюсь, ничего страшного со мной и моими близкими не случится. Бог меня защитит».
И когда случается страшное, когда человек сталкивается с жестокой реальностью, появляется непонимание и обида на Бога: «За что и почему? Почему ты не выполнил свои обязанности?»

И тут основы веры уже не могут оставаться без изменений. Некоторые просто отказываются от веры, разочаровываются в Боге и начинают жить без него.

Эти сомнения не надо воспринимать как катастрофу или крушение мира, это повод пересмотреть основы своей веры, повод наконец-то выйти из своих поверхностных иллюзий и представлений о мире, углубить свое понимание жизни и наконец задуматься над действительно важными вещами.

Примеры уроков утраты. Что человек может понять на этом этапе:

  • Мы осознаем быстротечность жизни, поэтому больше ее ценим и наслаждаемся ею, и не размениваемся на мелочи.
  • Мы познаем свою глубинную суть, узнаем новое о себе, раскрываем смысл своей жизни.
  • Открываем духовную сторону жизни, меньше сосредотачиваемся на преходящих, материальных ценностях.
  • Пересматриваем старые закостенелые убеждения.
  • Отпускаем мелочные чувства зависти, злобы, обиды.
  • Приходим к большей силе, зрелости, самостоятельности, ответственности.
  • Сами испытав боль, мы способны лучше чувствовать страдания других людей, мы можем лучше понимать и больше помогать другим.
  • Начинаем ценить отношения с близкими, открываться в своих чувствах.

Сначала посмотрим этап от потери до настоящего момента. Тут работа мало чем отличается от неприятного события, только уделим больше внимания значениям и урокам.

Алгоритм техники Этап прощания

(По материалам С.В. Ковалева)

(Подробности в видео)

  • Постройте линию периода.
  • Отметьте момент потери. Примите его.
  • Увидьте образ себя, символизирующий этап прощания.
  • Почему эта потеря болезненна для него? Какой урок и значение потери?
  • Передайте урок образу себя. Проследите за изменениями.
  • Повторите из своих глаз.
  • Проверьте изменения в будущем.

После проработки всех событий всё, что нам осталось, – это закрыть старый период отношений и извлечь из него все уроки и смыслы.

Алгоритм техники Закрытие периода

(По материалам С.В. Ковалева)

(Подробности в видео)

1 этап. Образ периода

  • Как период выглядит? Какие чувства вызывает? Как воспринимаются события и этапы в нем?
  • Представьте образ себя, символизирующий период.
  • Отметьте отношения между вами. Примите образ периода.

2 этап. Готовность

  • Представьте стороннего наблюдателя. Войдите в него.
  • Проверьте готовность образа себя завершить период.
  • Очистите образ себя от слабостей и возражений и наполните ресурсами.
  • Вернитесь в образ себя. Отметьте изменения.

3 этап. Возврат

  • Что нужно отдать прошлому периоду? Отдайте это образу периода в виде символов. Отметьте изменения в жизни, проверьте ситуации.
  • Отметьте старые роли. Кем и каким вы больше не можете быть? Отдайте их образу периода.
  • Что вы получили в периоде? Чем вы гордитесь? За что благодарны? Какое его значение и ценность? Какие уроки выучили? В чем смысл и суть периода?
  • Получите это в виде символов от образа периода.

4 этап. Закрытие

  • Проверьте, все ли сделано.
  • Поблагодарите период. Скажите слова прощания.
  • Наблюдайте, как уходит образ периода и исчезает сам период.

5 этап. Будущий период

  • Подумайте о будущем периоде.
  • Представьте в будущем образ себя, символизирующий новый период.
  • Передайте ему дары из прошлого.

И в следующей части мы подробно распишем это ваше будущее. Но до этого у нас остался последний шаг. Сегодня мы прощались с периодом и в следующей заметке нам еще предстоит окончательное прощание с умершим, чтобы он тоже стал достоянием прошлого.


Комментарии: