Как пережить смерть близкого 6.1. Прощание и прошлое

 

Всем привет, это проект по работе с горем и его предпоследняя часть посвящена прошлому и воспоминаниям, а также прощанию с умершим.

Воспоминания

Что же не так с нашими воспоминаниями и прошлым?
На самом деле все так, прошлое и воспоминания очень важны в горе:

  • Воспоминания помогают нам отдохнуть от проблем настоящего, смягчают удар потери. Мы вспоминаем приятные моменты, заряжаемся от них силами и энергией.
  • Они помогают извлечь из прошлого уроки и смыслы, то ценное, что в нем было, научиться жить без потерянного и сделать выводы на будущее.
  • И самое важное для нас, помогают разобраться в отношениях с умершим, отдать им должное, освободиться от этих отношений и примириться со смертью.

Проблемы начинаются, когда мы зависим от своих воспоминаний:

  • Зацикливаемся на приятных воспоминаниях, прокручиваем их без конца, при этом отказываясь от жизни в настоящем, становимся заложниками своих воспоминаний.
  • Неприятные воспоминания: вместо того, чтобы разобраться с ними и отпустить, мы раз за разом прокручиваем их, чувствуя себя несчастными из-за прошлых ошибок и несправедливости.
  • При этом мы мечтаем вернуться туда и вернуть былую жизнь, все как было (в случае приятных воспоминаний), или исправить неприятные моменты. Это постоянное недовольство своей жизнью.

Поэтому вспоминать прошлое можно и даже нужно, важно только делать это правильно, а точнее убрать привычку и склонность застревать в воспоминаниях.

Периоды жизни

Теперь посмотрим, как же мы будем работать с прошлым. Для этого мы введем понятие периодов жизни, то есть отдельных участков, отрезков нашего жизненного пути. Они могут касаться какой-то одной области жизни или охватывать все области. Важная деталь: в периоде мы можем выделить начало и конец, то есть каждый период с чего-то начинается, как-то протекает и как-то заканчивается. Самый наглядный пример – это школьный период: вы начали ходить в школу, вы учились в ней какое-то время и вы закончили (или закончите) этот школьный период.

Точно так же мы можем представить ваши отношения с умершим в виде периода, этапа вашей жизни: он когда-то начался, он продолжался некоторое время и, самое главное, он до сих пор не закончился. Событие потери само по себе не заканчивает период, потому что нам важно психологически его завершить.

На то, что период не закончен, могут указывать некоторые признаки, которые вы можете отследить у себя:

  • Человек продолжает находиться в горе и переживать потерю.
  • Он до сих пор не приспособился к жизни после утраты, не устроился и не адаптировался.
  • Постоянно возвращается к умершему в воспоминаниях.
  • Сохраняет старые привычки, старые вещи, старые роли, завязанные на умершего.

Поэтому наша задача на сегодня будет завершить этот период, освободиться от него, чтобы открыть для себя новый этап жизни. И для этого, кроме работы с воспоминаниями, мы будем извлекать то ценное и важное для вас, что было в периоде, те уроки и смыслы, которые он привнес в вашу жизнь. Все это мы будем получать из прошлого и вносить в настоящее и будущее.

Итого, сегодня мы завершаем период старых отношений, мы понимаем, что отношения эти закончились и больше не вернутся. Это будет уже финальная часть перед окончательным принятием потери и прощанием с умершим.

Алгоритм техники Ресурсирование периода

(По материалам С.В. Ковалева)

(Подробности в видео)

1 этап. Построение периода

  • Подумайте о незаконченном периоде.
  • Как вы понимаете, что он не закончен? Отметьте воспоминания, сожаления, старые привычки, проблемные области жизни.
  • Вспомните ситуации, где всплывают проблемы периода.
  • Найдите в прошлом точку начала периода. Представьте линию периода.
  • Встаньте сбоку от линии периода.
  • Вспомните самые важные события и этапы периода. Отметьте их на линии.

2 этап. Ресурсирование периода

  • Чего вам не хватало в отношениях? Какие были повторяющиеся ошибки? Какая основная проблема периода?
  • Представьте молодой образ себя до периода.
  • Отметьте у него недостающие ресурсы.
  • Передайте ресурс молодому образу и наполните им линию. Оцените молодой образ.
  • Наблюдайте, как образ проходит период. Отметьте, что меняется.
  • Повторите из своих глаз.
  • Проверьте ситуации в будущем.
  • Проверьте период и при необходимости повторите.

Этой методикой мы в общем и целом улучшаем восприятие периода( он уже меньше цепляет собой), убираем из него базовые и глобальные проблемы, которые распространяются на всем его протяжении. И уже потихоньку подходим к понятию урока, который несет в себе период, позже мы к нему еще вернемся.

А в следующий раз посмотрим, как можно работать с отдельными событиями, с отдельными воспоминаниями, которые до сих пор всплывают в памяти, которые грузом висят в прошлом и вызывают сожаление и боль.


Комментарии: