Крокодил не ловится, не растет кокос, или почему проблемы не решаются

Действительно, почему? Почему иногда все-таки приходится обращаться за посторонней помощью? К профессиональным психологам или психотерапевтам. И как у этих зараз иногда получается решать казалось бы нерешаемые проблемы буквально за часы? Давайте же разберемся и посмотрим, почему проблемы не решаются, и как современные психотехнологии и знания о человеке помогают их решать. Разбираться мы будем в цикле из 3-4 заметок, первая из которых будет посвящена диссоциированию от проблем.

Первая часть. Почему проблемы не решаются

Вечер, море, пустынный пляж. Два психолога отдыхают, пьют пиво.
Слышат крик тонущего мужчины: «Помогите! Помогите!».
Один психолог говорит:
— Кажется, у мужчины проблема.
Второй ему отвечает:
— Да, но главное — он уже говорит о ней.

Почему же проблемы не решаются? Дело в том, что то, что мы представляем как проблему, часто является симптомом куда как более глубинной проблемы. Например, за головной болью (симптомом), может стоять проблема напряжения в жизни и неумения отдыхать. За проблемой с деньгами — банальный страх этих денег. А за неприятностями в общении – убеждение, что все люди сволочи или гады.

Но почему нам так сложно проанализировать проблему и понять первопричины? Представьте, что человек едет на машине и вдруг слышит, что у него что-то застучало под капотом. «Что же делать? – думает он. – Я же еду в машине. Как мне узнать, что не в порядке?» Что бы вы ему посоветовали? Я бы предложил остановиться, выйти из машины и посмотреть.

Точно так же и с любой проблемой человеческой. Казалось бы, остановите движение жизни. Выйдите из себя и из проблемы, посмотрите на ситуацию со стороны. Почему с психологом это получается, а самостоятельно — не всегда? Потому что нам трудно выходить из себя, трудно полностью отделяться от проблемы, диссоциироваться от боли: физической или душевной. И очень трудно бывает посмотреть в лицо своей истинной проблеме, своей истинной боли. Кому, например, будет приятно узнать, что для решения проблемы здоровья нужно будет полностью изменить образ жизни (оказывается неправильный)? Или что чьи-то проблемы с сексом связаны с тем, что ее изнасиловали в 7 лет? Наше бессознательное надежно запечатывает такие моменты и иногда правильно делает.

А что же психолог? Он другой человек, у него нет ваших проблем, он на все может посмотреть со стороны, спокойно и беспристрастно, и даже профессионально. Если конечно не увлекается проблемой, если проблема не отзывается у него чем-то своим. А во-вторых, у психологов есть целый арсенал техник психологического консультирования, которые позволяют буквально разобрать вашу проблему на части, добираясь до ее подлинной сути.

ppp2

Что же делать, если вы хотите самостоятельно изучить и понять какую-то свою сложную и пока нерешаемую проблему? Чтобы более подробно познакомиться с этой темой, я вас отправляю к книге С.В. Ковалева «Нейротрансформинг. Основы самоконсультирования». А в этой заметке я покажу технику «Мета-зеркало», которая была разработана для взаимоотношений, но мы ее используем для исследования проблемы.

1. Определите свою нерешаемую проблему в одной фразе: Например: «У меня болит голова», или «Я не могу наладить отношения с людьми». Оцените по 10-балльной шкале, насколько вы сейчас понимаете свою проблему.

2. Выберите свободное пространство на полу, где бы вы могли свободно ходить. Отметьте на нем точку, где вы сейчас относительно проблемы. Положите туда бумажку (например, листочек для заметок). Встаньте на эту бумажку и ассоциируйтесь с собой в проблеме. Возможно, вы что-то почувствуете или ощутите, а может к вам придут какие-то образы или мысли. Так или иначе, где-то в вашем пространстве вы найдете место, где появится некий образ вашей проблемы. Положите бумажку на это место. А потом позвольте проявиться там образу или символу проблемы. И определите сначала размеры того, что (или кто) там, потом форму, цвет и на что (или кого) это похоже.

3. Когда определены эти две позиции – ваша и проблемы – можно приступать к диагностике.
И для начала со своей позиции, там где вы стоите, ответьте себе на несколько вопросов, и запишите все ответы, что придут вам:
— Как это составляет проблему? В чем проблемность этой проблемы?
— Какое отношение у вас к этой проблеме? Что вы чувствуете по отношению к ней?
— Из чего состоит и что включает в себя проблема? Из каких подпроблем?
— Как эта проблема проявляет себя: 1. В ваших реакциях на окружение? 2. В вашем поведении? 3. В ваших состояниях и настроениях? 4. По каким правилам вы живете относительно проблемы, какие ваши убеждения поддерживают ее? 5. И какие есть проблемные образы Я?
— Уже сейчас вы можете спросить себя, что вы хотите вместо проблемы. Что могло бы быть решением?
— Чего вам не хватает, чтобы решить эту проблему? (ищите не только внешние ресурсы, но и внутренние, например, вера в себя, спокойствие)
— Что вам мешает преодолеть и решить эту проблему? (не только внешние ограничения, но и внутренние, например, страх, неуверенность)

4. Внимание: если проблема вызывает у вас острые негативные состояния, например, тяжелая болезнь или депрессия, этот шаг лучше пропустить!!! Обратитесь к специалисту!!!
А теперь диссоциируйтесь от себя и ассоциируйтесь с проблемой. То есть буквально выйдите из себя, как бы оставив свой образ на листочке, и зайдите в образ проблемы, встав на ее листочек и заняв ее позу. И уже с этой, второй позиции, скажите: Я – проблема (название проблемы) и я…
— Как ты, проблема, относишься человеку, который стоит перед тобой? Что ты чувствуешь по отношению к нему?
— Что ты делаешь? В чем твоя роль и функция?
— Зачем ты это делаешь? В чем позитивное намерение твоих действий? Если не находите позитивного намерения, углубите вопрос: В чем позитивное намерение этого непозитивного намерения? Что еще более важное и ценное становится доступным, когда ты реализуешь это намерение?
— Чего тебе не хватает и что тебе мешает реализовать это намерение более полезными и приятными способами и образами?
— Можешь ли ты прямо сейчас подобрать эти новые способы? Какие они?
— Для чего ты послана этому человеку? В чем твой урок и смысл? Чему человек должен научиться, что понять и что изменить в своей жизни? Чего он не может, с чем не справляется, чего боится или чего не понимает, что пришлось подключать тебя?
— В итоге, что бы ты посоветовала человеку? Что в конце концов он должен сделать? Какой первый шаг совершить?

5. Выйдите из проблемы, оставив ее на листочке и немножко подвигавшись, потряся руками и ногами, чтобы выйти из этого состояния. Но пока не входите в себя, а найдите третью точку, удаленную от первых двух – позицию стороннего наблюдателя, и даже эксперта, мастера в проблемной для вас области. Например, если проблема со здоровьем – это может быть какой-то известный целитель или врач, Авиценна или Гиппократ. Если проблема с деньгами – люди, добившиеся успеха в зарабатывании и получении оных, например, Билл Гейтс или Джордж Сорос. И т.д. Положите туда листочек, увидьте образ этого наблюдателя-эксперта и встаньте в его позицию. Ощутите в этом месте полную свободу от волновавших проблем, непредвзятость и беспристрастность, позволяющие спокойно и хладнокровно изучить проблему. И точно так же скажите: Я – эксперт и я…
— Как взаимодействуют между собой проблема и человек? Какие взаимоотношения складываются между ними?
— Чего не хватает и что мешает человеку решить проблему? И чего не хватает и что мешает проблеме, чтобы перестать быть проблемой и стать решением?
— Что вызвало эту проблему, послужило причиной? Почему ее до сих пор не удалось решить?
— Что еще человек не понял? Для чего ему эта проблема? В чем урок и смысл ее для человека? Чему человек должен научиться, что понять и что изменить в своей жизни? Чего он не может, с чем не справляется, чего боится и чего не понимает, что пришлось подключать проблему?
— Как можно решить эту проблему? Как вы (как эксперт) можете ее решить? Какие способы вы знаете? Что можно улучшить, с чего начать, чтобы сдвинуться с мертвой точки?
— Если у вас еще остались непонятые моменты, используйте ключи разгрузки, строя вопросы на основе каждого из ключей:
известно; мысли; идеи; мнения; чувства; реакции; решения; неразрешимое; попытки; интересно; загадочно; скрыто; удивительно; положительно; отрицательно; полезно; постоянно; меняется; многообещающе; любопытно; желательно; навязано; сдерживается; не существует; осталось без ответа; неправильно понято.
Например, Что вам известно о причинах вашей проблемы?
Какие мысли у вас есть по этому поводу?
Какие идеи имеются на этот счет?

6. Выйдите из позиции эксперта и вернитесь в себя, в первую позицию. Сделайте для себя выводы:
— Что нового вы узнали и поняли о проблеме?
— Что стоит за этой проблемой, что более важное?
Поблагодарите проблему, себя и эксперта за хорошую работу и оцените, насколько сейчас вы понимаете проблему.

По итогам этой работы вы записывали (а я надеюсь, что вы записывали) найденные проблемы и идеи, и составили список этих проблем и идей. Чтобы не оставлять вас один на один с этим скорбным списком, на новом листе сделаем табличку из трех колонок:

НС

Переход

ЖС

Где: НС – ваше настоящее состояние дел, куда вы переносите список всех обнаруженных вами проблем.
ЖС – желаемое состояние, куда вы записываете то, что хотите вместо них.
Переход – первые 3 действия, которые нужно совершить, чтобы осуществить переход от НС к ЖС.

А теперь самое интересное: в списке решений (ЖС) есть 2-3 самых важных и ключевых, достижение которых решит большинство ваших проблем. Поверьте, они есть. Так найдете, сначала первое, самое важное решение, потом второе и если надо, третье – и сделайте их главной целью вашей работы над собой и приложения усилий.

И помните: Каждая проблема приносит с собой дар, который может обогатить жизнь.

Сделав эти упражнения и обретя если не полное, то значительно лучшее понимание своей проблемы, мы не будем останавливаться на достигнутом, и в следующей части посмотрим, как все таки перевести проблему в стройную систему целей, и какие ошибки при этом не допустить.

С любовью и уважением,
Дмитрий Кисляков


Комментарии: